Какая шуба у Деда Мороза? Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это Русский дед мороз цвет костюма

Какая шуба у Деда Мороза? Как шуба Деда Мороза стала красной и правильно ли это Русский дед мороз цвет костюма

Какого цвета нос у дедушки Мороза?
Любой станет гадать, он синий или красный?
Мой товарищ Василий с дедушкой Морозом
В историю попал и точный цвет узнал.
Вот что рассказал:
… -- Получил зарплату, после работы выпили.
Денег на питание жене, конечно же, не дал.
Сидим вдвоем с бутылкой. Вижу, дед за окном
Стоит. Помахал мне варежкой, сквозь бороду
Цедит: «У дедушки Мороза под Новый год
Полон рот хлопот. Твои суженая и дочка от
Слёз не просыхают, блин. Поэтому я завернул.
Волшебный посох любого может заморозить.
Но у тебя есть один шанс, урод – неси жене
Зарплату! Огрею посохом и навечно перекосит
Рот… Бочком Василий выскочил из кухни в зал.
Жене купюры выложил, не оставил даже на
Похмелку. С тех пор трезвым живёт. Не пьёт.
Иначе, как обещал, вернётся придурочный дедок.
… Никто кроме Василия наверняка не знает цвет носа.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.

Для более приятного просмотра
страницы включите музыку

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов.

В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские

песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников

Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.

Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в

турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так,

однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом.

После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты.

Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были

возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что

Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так

поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество,

а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус,

а у нас - Дед Мороз.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж

славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили

своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды

и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду

"железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно

несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник),

русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка",

поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса",

карело- финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град.

Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился

Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в

виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в

теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние

славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть

морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он

из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы

рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал

детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году

американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел

создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза

соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике.

По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа

и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей

мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического"

смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье,

благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не

претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли

Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо).

На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром

(восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная

лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в

области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого

волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных

"младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед

вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А

вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом)

с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал

(круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности

пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие

"неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза

за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы

(это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что

он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как

элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших

размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки

Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно

отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли

Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается

найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы.

Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия

и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов

и реквизиторов практически

Особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!)

Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, цвет шубы был синим, холодным,

но под влиянием красных шубок "европейских собратьев" изменился на красный. На данный момент

допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы.

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С

(обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться.

А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный.

Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки.

Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит

также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка.

Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее.

P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!

Снегурочка

Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев

не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка

(а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается

Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки

чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне

редко и как правило оправдываются отсутствием возможности изготовить "правильный" костюм.


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древниx преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.