Повторный метод тренировки. Метод равномерной тренировки Равномерный и переменный методы тренировки

Заключается в продолжительном выполнении нагрузки (не менее 30 минут, в равномерном режиме при частоте пульса 150-160 ударов в минуту.

Пример: кросс, бег

Метод повторно-переменной тренировки

* Характеризуется планомерным изменением скорости выполнения упражнения в сторону её увеличения на столько, чтобы возник (кислородный долг), который должен быть погашен при дальнейшем выполнении упражнения в умеренном темпе в производительных паузах отдыха.

* До повышения интенсивности работа выполняется при пульсе 140-160 ударов в минуту.

Пример: бег 3 км -через каждые 500 м ускорение 30 метров.

Интервальный метод

* Многократное повторение кратковременных "порций" работы,при строгой регламентации продолжительности упражнения и пауз отдыха, между повторениями для каждого тренировочного занятия.

* Интенсивность подбирается таким образом чтобы к концу выполнения упражнения пульс был равен 180 ударов в минуту

Следующую серию начинать с пульсом 120-130 ударов в минуту!.

* Продолжительность одной серии упражнения циклического характера 1,5-2 минуты,специальных(волейбольных) 2-4 минуты!

Метод круговой тренировки

* Характеризуется последовательным выполнением упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости.

Игровой метод

* Использование спортивных игр, подвижных игр, а так же специальных эстафет в качестве средства воспитания выносливости.

Пример: футбол,баскетбол,лапта,волейбол и т.д.

Специальная выносливость

1. Скоростная

2. Прыжковая

3. Игровая

* Для воспитания специальной выносливости необходимо многократное выполнение нагрузки высокой интенсивности, но непродолжительное время.

Скоростная выносливость

* Это способность волейболиста выполнять технические приёмы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры.

Используются упражнения на воспитание специальной быстроты,но выполняется многократно и более длительно.

ВАЖНО: не нарушать технические приёмы!

Методы воспитания:

1. Повторный

2. Повторно-переменный

3. Интервальный

4. Игровой

5. Соревновательный

* Дозировка физической нагрузки:

Продолжительность одной серии (--------30 секунд--------)

Интенсивность -высокая

Отдых 1-3 минуты

Подходов 5-6

Прыжковая выносливость

* Способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями

* Проявляется в прыжках для выполнения нападающего удара, блока, подачи

Средства тренировки:

Прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без отягощений,имитационные и специальные упражнения.

1. Повторный

2. Интервальный

3. Круговой

Дозировка:

Продолжительность: 1-3 минуты

Интенсивность - без остановки.

Игровая выносливость

Способность вести игру в высоком темпе, без снижения эффективности выполнения технико-тактический действий.

ИГРОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ -совершенствуется путём проведения игр с большим количеством партий) (что предусмотрено правилами соревнований)

Педагогический контроль в воспитании физических качеств

Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся.

Методы контроля:

1. Педагогические наблюдения

3. Приём учебных нормативов

4. Тестирование

5. Контрольные и другие соревнования

6. Простейшие врачебные методы

7. Хронометрированние занятий

8. Определение динамики физических нагрузок на занятиях по ЧСС

Контроль уровня воспитания общей выносливости

Гарвардский степ-тест.

Подъем и спуск с тумбы высотой 50 см(для мужчин) и 43 см (для женщин), 45 см для юношей,40 для девушек. В темпе 30 раз в минуту, в течении 5 минут. Сразу после выполнения теста спортсмен садится и трижды определяет частоту пульса. В течении 30 сек.

Контроль уровня развития скоростной выносливости

1. Бег “ёлочкой”

2. Бег к четырём точкам из центра площадки

ü Дистанция пробегается дважды без пауз отдыха.

Контроль уровня развития прыжковой выносливости

1. Прыжки на “оптимальную” высоту

ü Толчком с 2 ног (с места)

2. Прыжки с разбега, с доставанием максимальной высоты.

Контроль за уровнем скоростно-силовой подготовки волейболистов

Уровень развития абсолютной силы определяется в некоторых движениях при помощи штанги.

Для определения взрывной силы применяются разнообразные контрольные упражнения:

Сила ног:

1. Приседания в течение 20 секунд (количество раз)

2. Прыжки в длину толчком 2 ног

3. Тройной толчок с 2 ног

Сила рук

1. Броски 1-3 кг мяча одной и двумя руками с места и разбега, сидя и в прыжке.

2. Подтягивания на перекладине в течении 20 секунд (количество роз)

3. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, на кольцах, параллельных брусьях в течении 20 секунд.

Гибкость

Ø Гибкость способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

По признаку преимущественного проявления движущих сил выделяют:

1)Активная гибкость – проявляется за счёт собственных мышечных усилий человека (наклон вперёд, наклон и т.д.)

2)Пассивная гибкость – реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил (помощью партнёра).

По признаку режима работы мышц целесообразно различать:

1. Динамическую -гибкость проявляется упражнением динамического характера типа сгибание – разгибание

2. Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях

Зависит от:

1. Эластичности мышц и связок

2. Состояния ЦНС (например: при эмоциональном подъёме на соревнованиях гибкость увеличивается.

3. Внешняя температура среды

4. Суточной периодизации (утром гибкость хуже, чем вечером)

5. Возраст и пол - с 7 до 11 лет интенсивная подвижность

Влияние силы на гибкость

Гибкость отрицательно связано силой занятия силовыми упражнениями могут ввести к ограничению подвижности в суставе

Однако это отрицательное влияние можно преодолеть путём рационального сочетания упражнений на гибкость и на силу можно добиться высокой степени развития обеих качеств

Гибкость в волейболе

Гибкость волейболе проявляется при выполнении всех технических приемов игры.

хорошая подвижность в лучезапястном локтевом и лучевых плечевом суставе,а также в тазобедренном коленом и голеностопного суставе будет способствовать эффектному ведению игры.

Методика воспитания гибкости

Основным средством развития гибкости является упражнения на растягивание (упражнения с увеличенной амплитудой движения) (упражнения на растягивание)

В основе методики развития лежит многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на растягивание, метод повторный.

Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очереди:

1. Активные

2. Пассивные

* После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять упражнения на расслабление. Начинать же упражнения на гибкость можно только после хорошего предварительного разогрева тела.

Повторение растягивающих упражнений целесообразно проводить сериями, небольшими интервалами отдыха (30 – 40 секунд)

Амплитуда следует постоянно увеличивать как в рамках одной серии, так и во всех последующих.

Типичное число повторений в рамках физического воспитания в одной серии 10 – 12 раз. Число серий от 4 до 8.

Для высококвалифицированных спортсменов эти величины могут быть выше. Однако общая нагрузка на гибкость……

Воспитание гибкости

Упражнения на гибкость проводится в начале или в середине учебно-тренировочного занятия после хорошей разминки, но никак не на фоне утомления.

в процессе физического воспитания не следует добиваться прядильного развитие гибкости.

Её нужно развивать лишь до такой степени который обеспечивает беспрепятственный выполнения двигательного действия и необходимых движений.

Контрольные упражнения тесты для определения уровня развития гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе- за голову гимнастическую палку.

2. Подвижность позвоночного столба -наклоны вперёд.

3. Подвижность в тазобедренном суставе- шпагат.

4. Подвижность в коленном суставе -(Приседания – руки вперёд или за голову.

Прыгучесть

Ø Способность прыгать оптимально высоко

Способы увеличения давления на опору:

1. Силовые возможности за счёт разбега

2. При прыжке с местам за счёт быстрого подседания на оптимальную глубину

Практические методы спортивной тренировки.

В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся прежде всего две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-констру-ктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам-и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

Однако точность дозировки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

Соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);

Соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

Проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

Соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах; уменьшением продолжительности боев, схваток -в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязания (предмет состязания, порядок выступления, условия оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы.

Равномерный метод характеризуется длительным и непрерывным выполнением тренировочной нагрузки в циклических упражнениях (в беге, в передвижении на лыжероллерах, лыжах и т.п.) без изменения заданной интенсивности от начала до окончания работы. Учитывая особенности передвижения на лыжах по пересеченной местности, когда при преодолении подъемов интенсивность работы, как правило, увеличивается, а при спусках падает практически до нуля, термин «равномерный» весьма относителен. В указанных условиях поддержать заданную интенсивность бывает не только трудно, но порой и просто невозможно. В этом случае понятие «равномерный» несколько условно - оно характеризует только общую направленность работы. Лыжники при таком задании стараются передвигаться по возможности с одинаковой интенсивностью.

При равномерном методе лыжники могут пере двигаться с различной (заранее запланированной), но постоянной интенсивностью - слабой, средней, а порой и сильной (главное - сохранить ее в течение всего передвижения).

Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости. Вместе с тем его используют при передвижении по слабопересеченной местности и равнине (где легче сохранить «равномерность» нагрузки). В переходном и подготовительном периодах его применяют в начале для постепенного повышения работоспособности. С этой целью можно использовать разнообразные средства циклического характера: бег, передвижение на лыжероллерах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.д.

На снегу равномерный метод широко применяется при изучении и начальном совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, при восстановлении двигательных навыков, частично утраченных в бесснежное время года, а также для постепенного «втягивания» в работу в специфических условиях на первом снегу (т.е. для повышения общей работоспособности). В тренировке новичков равномерный метод используется значительно чаще, чем в подготовке квалифицированных лыжников. Но порой даже сильнейшие лыжники используют равномерной метод как средство активного отдыха между интенсивными и объемными нагрузками в отдельные тренировочные дни, а также после напряженных соревнований. Равномерной метод можно использовать и для развития специальной выносливости, в этом случае повышается интенсивность, но сокращается продолжительность работы.

Переменный метод тренировки лыжников

Переменный метод заключается в постепенном изменении интенсивности при прохождении заданной дистанции на лыжах в течение какого-либо времени. Отличительной чертой этого метода является плавное изменение интенсивности - от средней и порой до околопредельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности.

Планируя применение переменного метода, тренер дает лыжнику задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с повышенной (заданной) интенсивностью.

Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности (как правило, ускорения выполняются в подъемы). С ростом тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки в целом постепенно увеличивается, но практически не бывает предельной.

Вместе с тем, исходя из задач подготовки, тренер может дать точное задание по количеству отрезков, их интенсивности и распределения по ходу дистанции. Учитывается и определенный рельеф тренировочного круга дистанции. Например, на стандартном 3-километровом тренировочном круге планируется прохождение всех подъемов (любой длины и крутизны, какие включены в данный круг) с сильной интенсивностью. Спуски являются в данном случае интервалами отдыха, а участки равнины проходят со средней интенсивностью.

При оценке нагрузки учитывается общий километраж, пройденный за занятие, количество ускорений в подъемы и километраж (сумма), пройденный в ускорениях. Переменный метод позволяет исключительно широко варьировать величину и характер нагрузки в зависимости от возраста, задач подготовки, уровня тренированности лыжников-гонщиков и др.

В зависимости от интенсивности и других компонентов переменный метод может быть направлен на развитие специальной или общей выносливости. В определенной мере при соответствующих изменениях в компонентах он может способствовать и развитию быстроты, но это не главное его назначение (быстрота лучше развивается повторным методом).

Переменный метод ввиду его значительной универсальности достаточно широко применяется лыжниками-гонщиками любой квалификации и возраста (новичками-юношами и взрослыми спортсменами высших разрядов).

Повторный метод тренировки лыжников

Повторный метод заключается в многократном прохождении заданных отрезков с установленной интенсивностью.

Все эти параметры заранее планируются тренером. Однако интервал отдыха между повторениями жестко не регламентируется, иногда его продолжительность определяется самочувствием спортсмена. В любом случае он должен быть достаточен для восстановления с тем, чтобы лыжник мог повторить каждый следующий отрезок с заданной интенсивностью. Интенсивность прохождения планируется из поставленных задач.

Повторный метод на коротких отрезках применяется в основном для развития быстроты (скорости). В этом случае интенсивность прохождения бывает предельной.

Однако повторный метод можно спланировать так, чтобы он способствовал развитию специальной выносливости, - в этом случае длина отрезков увеличивается, а интенсивность снижается до сильной. Этот метод для развития указанных качеств получил широкое распространение практически на любом этапе тренировки в годичном цикле и в многолетней подготовке.

Количество повторений в одном занятии зависят от поставленных задач, а также от возраста и подготовленности лыжников и т.п., а длина отрезков и интервалы отдыха остаются, как правило, постоянными. При подготовке к определенным дистанциям (при развитии специальной выносливости) общая сумма отрезков, проходимых в одно занятие, может составлять две трети для гонок на 10 и 15 км и около половины дистанции на 3 км.

При развитии скорости повторение отрезков обычно продолжается до тех пор, пока спортсмен в состоянии поддерживать максимальную скорость. В том случае, если скорость быстро снижается (после нескольких повторений), что обычно бывает у новичков и лыжников низших разрядов, с целью достижения необходимого (достаточно большого) объема тренировочной нагрузки целесообразно использовать серийное повторение отрезков. В этом варианте после нескольких повторений интервал отдыха заметно удлиняется. Затем вновь выполняется серия прохождений с установленным (обычным) интервалом отдыха. Таким образом можно выполнить несколько серий. В зимних условиях отдых между повторениями проводится в виде медленного передвижения, лучше в месте, закрытом от ветра. Это позволяет, с одной стороны, предоставить спортсмену отдых, а с другой стороны, медленное передвижение поддерживает возбудимость центральной нервной системы. Лыжник в этом случае может начать новое пробегание отрезка сразу с полной скоростью.

При развитии специальной выносливости отдых обычно сокращается, и порой лыжники повторяют каждый следующий отрезок на фоне некоторого недовосстановления, что, естественно, не только повышает нагрузку, но и дает больший эффект для развития этого качества. Прежде чем приступить к развитию специальной выносливости повторным методом, целесообразно провести несколько тренировок на развитие качества переменным методом. Однако все это должно базироваться на предварительном развитии общей выносливости равномерным и переменным методами.

Соревновательный метод тренировки лыжников

Соревновательный метод - это проведение занятий или контрольного соревнования в условиях, максимально приближенных к обстановке важнейших соревнований сезона.

Он характеризуется соревновательной интенсивностью и требует от лыжника полной мобилизации всех своих возможностей. На определенных этапах подготовки этот метод может играть роль основной формы занятий (подготовки), например в период вхождения в спортивную форму незадолго до основных стартов сезона или в периоды

между ответственными стартами сезона, когда их разделяет значительный промежуток времени. В таких случаях соревновательный метод используется для поддержания на высоком уровне спортивной формы (подготовленности). Соревнования при достижении определенного уровня тренированности играют важную роль в развитии специальной подготовленности лыжников, дальнейшего совершенствования техники и тактики, в воспитании специальных волевых качеств, а главное, в достижении наивысшей спортивной формы.

Соревнования имеют большое значение для дальнейшего совершенствования тактики лыжника-гонщика, приобретения опыта в борьбе с различными противниками и в разнообразных условиях. Однако в подготовке юных лыжников соревновательный метод применяется в ограниченном количестве. Здесь очень важно уделить большую часть времени технической и физической подготовке.

Интервальный метод тренировки лыжников

Интервальный метод характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха.

При тренировке интервальным методом лыжник передвигается непрерывно по лыжне (кругу), чередуя участки со сниженной и повышенной интенсивностью. Интенсивность (повышенная) контролируется по частоте сердечных сокращений. В каждом занятии она бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она может изменяться от сильной до околопредельной.

Длина отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью, зависит от задач, поставленных на данное занятие, возраста и подготовленности лыжников. Однако чаще всего применяются укороченные (или средней длины) отрезки.

Точная регламентация продолжительности отдыха (снижение интенсивности) в различных тренировках позволяет тренеру изменять направленность нагрузки и величину воздействия.

Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости. Он чаще всего используется в тренировке квалифицированных лыжников и только после того, как будет достигнут определенный уровень развития общей и специальной выносливости за счет применения других методов - переменного и повторного.

Строго ограниченные интервалы отдыха (не более установленного времени) создают определенную психическую напряженность. Порой каждый следующий отрезок, проходимый с повышенной интенсивностью, приходится начинать на фоне некоторого недовосстановления. Эта «жесткость» интервального метода несколько ограничивает его применение в тренировке юношей.

Тренировки этим методом следует проводить под строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью в конце интервалов отдыха. Сразу после окончания интенсивной работы частота пульса должна быть в пределах 160-170 уд./мин, а в конце отдыха - 120-140 уд./мин. Для увеличения общего объема нагрузки в тренировочном занятии можно использовать интервальный метод в серийном варианте. В этом случае частота пульса в конце отдыха между сериями может составлять 100-120 уд./мин.

В качестве примеров интервальной тренировки можно привести:
1) чередование повышенной нагрузки (1,5-2 мин) со снижением интенсивности (1-2 мин);
2) повышенная интенсивность (4-5 мин), снижение интенсивности (относительный отдых) (2-2,5 мин).

В приведенных вариантах указанное чередование повторяется многократно при сохранении постоянного интервала отдыха. Количество повторений зависит от задач тренировки, возраста, подготовленности и квалификации лыжников, периода и этапа подготовки.

Могут быть и другие варианты проведение тренировок интервальным методом. Если в силу недостаточной тренированности лыжники не в состоянии поддерживать заданный режим, то после нескольких повторений можно удлинить интервал отдыха примерно в 2-2,5 раза, а затем вновь перейти к запланированному режиму (сочетанию временных отрезков нагрузки и отдыха). Это так называемый серийный вариант интервального метода. Для точного проведения запланированной работы необходимо специально подбирать тренировочные круги с необходимой длиной подъемов и спусков. Обычно интенсивное передвижение планируется при преодолении подъемов.


| | | | 5 | | |
Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки Владимир Федорович Тихонов

Равномерный метод

Равномерный метод

Равномерный метод предполагает выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений в одном темпе в течение продолжительного времени. При этом на занятии упражнение выполняется один раз в одном подходе. Основная цель этого метода - повышение аэробных возможностей организма спортсмена. Метод применяется в основном на этапе общей физической подготовки.

В зависимости от подготовленности спортсмена вес гирь, темп и продолжительность выполнения упражнения будет различным. Например, выполнение упражнения толчок с гирями 24 кг в течение 10 минут в темпе 10 подъемов в минуту можно рассматривать как медленный для мастеров спорта, но для новичков, готовящихся к выполнению норм первого разряда, он является недоступным.

Существуют некоторые закономерности, позволяющие выбрать оптимальный темп подъемов. Для начинающих гиревиков - это выполнение упражнения в пределах собственных аэробных возможностей. Темп и продолжительность выполнения упражнения должна быть доступной для гиревика. Одним из признаков выполнения упражнения в аэробном режиме является возможность разговаривать. Но как только дыхание затрудняется и становится невозможным вести разговор, значит, темп является повышенным. Повышение аэробных возможностей организма в процессе тренировок позволяет в дальнейшем выдерживать более высокий темп.

Наиболее распространенный среди спортсменов способ определения темпа выполнения упражнения - измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Исходя из максимального значения ЧСС, определяемой при физической нагрузке предельной интенсивности, рекомендуется вычислить значение, равное 75 %. Это значение принято считать верхним пределом аэробной зоны. Наиболее простой, но менее точный способ определения максимального значения ЧСС состоит в следующем: из числа 220 вычитается возраст спортсмена в годах.

Для определения уровня ЧСС во время тренировочного занятия необходимо остановиться и нащупать пульсирующую артерию на шее. Количество ударов за 10 секунд умножается на 6. Если полученное значение превышает 75 % от максимальной ЧСС, значит, упражнение выполняется слишком быстро и следует снизить темп выполнения упражнения или выполнять упражнения с гирями меньшего веса. Вместе с тем необходимо выработать ритмичное дыхание в соответствии с выбранным темпом. Неритмичное дыхание, натуживание резко повышает интенсивность физической нагрузки, которая отражается в резком повышении ЧСС.

Например, 40-летний гиревик, максимальная ЧСС которого равна 180 уд./мин, должен выполнять упражнение в таком темпе, который позволяет сохранять ЧСС на уровне 135 уд./мин. Это соответствует 22–23 ударам за 10 секунд измерения.

Более точные значения ЧСС можно получить, используя пульсометр. Пульсометр с помощью компьютера графически представляет характер изменения ЧСС на протяжении всего времени выполнения упражнения. Однако этот дорогой прибор (от 3000 до 20 000 рублей) не является предметом первой необходимости на начальном этапе подготовки.

Недостаток равномерного метода заключается в том, что при выполнении упражнений в относительно невысоком темпе с гирями малого веса (с низкой интенсивностью) недостаточно развивается сила мышц гиревика, скоростно-силовые качества, специальная выносливость, необходимые для успешного выступления в соревнованиях. В ходе подготовки к соревнованиям необходимо выполнять определенный объем нагрузки такой интенсивности, которая приводит к повышению результатов.

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Метод №4: Шок Этот метод основывается на разрушении ее привычных стереотипов.В этом случае вы говорите с железными интонациями Арнольда Шварценеггера в роли Терминатора:«Непривлекателен? А разве кто-то говорил, что я должен быть привлекателен для тебя? Меня это мало

Из книги Энергия Сотворения автора Сергей Коновалов

МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ Практика Доктора Коновалова основана на его способности управлять тонкими энергиями, создавая в лечебном зале своеобразный купол, заполняя все внутреннее пространство зала этой энергией, на много порядков превышающей обычный биоэнергетический фон

Из книги Как увеличить размеры мужского полового члена автора Гэри Гриффин

ДАОСИСТСКИЙ МЕТОД Основанная на даосистской метафизике, эта восточная философия являет собой сочетание духовной концентрации и манипуляцию половыми органами. В соответствии с требованиями даосистской сексуальности нужно добиться ощущения «ладони в перчатке», чтобы

Из книги Болезни почек. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

МЕТОД «ДОЕНИЯ» В августовском номере журнала «Плейбой» за 1989 год была опубликована статья Донны Пауэлл «Как сделать его больше», в которой она давала рекомендации, как увеличить размеры мужского полового органа. Это очень простой метод, основанный на принципе «доения»,

Из книги Всё, что нужно знать о своих анализах. Самостоятельная диагностика и контроль за состоянием здоровья автора Ирина Станиславовна Пигулевская

Из книги Лечение простатита и других заболеваний предстательной железы традиционными и нетрадиционными способами автора Дарья Владимировна Нестерова

МЕТОД «V» Несколько лет назад у жителя штата Нью-Джерси Юджина Вискионе возникла не поддающаяся лечению болезнь пейрония (аномальное искривление пениса). Такой синдром может возникнуть в любое время и обычно связывается с травмой члена, особенно при половом

Из книги Настольная книга для истинной женщины. Секреты естественного омоложения и очищения организма автора Лидия Ивановна Дмитриевская

Оперативный метод Еще совсем недавно самым распространенным способом извлечения камня (если он не отходит, конечно, сам) считался оперативный метод. Больной перед операцией должен пройти полное клиническое обследование. Операция обычно длится 2–3 часа. Период

Из книги Голодание ради здоровья автора Юрий Сергеевич Николаев

Метод И. Добротворского Очень хорошо на больных хроническим пиелонефритом действует схема лечения, предложенная врачом Игорем Доб-ротворским: очищение почек, фитотерапия, исцеляющие настои, дыхательная гимнастика, медленный бег, обливание прохладной водой, хождение

Из книги Рак желудка и кишечника: надежда есть автора Лев Кругляк

Метод Амбурже При исследовании этим методом больной ограничивает прием жидкости днем и исключает ночью. Мочу собирают за 3 часа. Утром больной опорожняет мочевой пузырь (эта моча отбрасывается), отмечает время и ровно через 3 часа собирает мочу для исследования.Метод

Из книги Метод Шевченко (водка + масло) и другие способы борьбы с раком автора Анастасия Савина

Метод Стрельниковой Данная гимнастика основана на динамичных дыхательных упражнениях, которые сопровождаются движениями рук, ног и туловища. Упражнения дыхательной гимнастики следует выполнять точно и регулярно. Лишь в этом случае комплекс упражнений окажет

Из книги Как 100 % бросить курить, или Полюби себя и измени свою жизнь автора Давид Кипнис

Метод релаксации 2 Лягте на пол, руки вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты.Сконцентрируйте свое внимание на пальцах ног, направьте «луч» внимания именно на это место, скажите себе: «Мое внимание на пальцах ног, я спокойна, пальцы ног расслаблены»; затем двигайтесь снизу

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

«Полюбившийся метод» Марию Григорьевну больные прозвали «Королевой». Она хорошо известна в клинике. Появление её всегда встречают возгласами: «А, Мария Григорьевна! Опять к нам! Ну, как поживаете?» Она со всеми здоровается, всех знает по имени и отчеству, сестер зовет

Из книги автора

МЕТОД М. В. КУТУШОВА Автор собственной теории возникновения рака предлагает и свои методы диагностики и лечения злокачественных новообразований. Будучи опытным врачом-практиком и исследователем, автор прибегает к помощи буддийской философии и тибетской медицины. Его

Из книги автора

Метод Шевченко

Из книги автора

Мой метод Я твёрдо решил бросить курить и рассчитывал добиться результата сам, без сложных подготовок и специальных курсов. У меня это получилось. И поверьте - всё оказалось значительно проще, чем я думал.После того, как я перепробовал разные методы бросить курить, я

Из книги автора

Метод Бутейко © ООО «Издательство АСТ»Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и

Равномерный метод тренировок заключается в непре-рывном выполнении работы (например, бега) умеренной ин-тенсивности, что способствует совершенствованию аэробных процессов в организме .

Непрерывная работа меняющейся интенсивности лежит в основе переменного метода тренировок. Физическая на-грузка при таком методе повышается путём увеличения про-должительности работы малой интенсивности (например, че-редование бега на средней или высокой скорости с медленным бегом). Возможность переключения с одного режима занятий на другой позволяет совершенствовать общую (и специальную) выносливость . Ценность переменного метода состоит в том, что мож-но избежать монотонности, за счёт смены процессов возбуж-дения и торможения в ЦНС обеспечить высокую работоспособ-ность организма.

Повторение нагрузок с достаточными интервалами отдыха между ними составляет суть повторного метода трениро-вок. Например, в беге этот метод характеризуется применени-ем как стандартных, так и различных по длине и интенсив-ности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее не запланированные (по времени или дистанции медленного восстанавливающего бега). Сочетание нагрузок созда-ет благоприятные предпосылки для сохранения физических сил, выполнения последующей работы на достаточно высокой скорости.