Оформление сертификатов на детские товары. Сертификат на детские игрушки. Детские товары, подлежащие сертификации

Оформление сертификатов на детские товары. Сертификат на детские игрушки. Детские товары, подлежащие сертификации

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

С 01.07.2018 года вместо ГОСТ 25779, утверждены новые ГОСТы на соответствие требованиям безопасности игрушек ГОСТ EN 71.

- ГОСТ EN 71-1 Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства.
- ГОСТ EN 71-4-2014 Игрушки. Требования безопасности. Часть 4. Наборы для химических опытов и аналогичных занятий.
- ГОСТ EN 71-5-2014 Игрушки. Требования безопасности. Часть 5. Игровые комплекты (наборы), включающие химические вещества и не относящиеся к наборам для проведения химических опытов.
- ГОСТ EN 71-7-2014 Игрушки. Требования безопасности. Часть 7. Краски для рисования пальцами. Технические требования и методы испытаний.
- ГОСТ EN 71-8-2014 Игрушки. Требования безопасности. Часть 8. Игрушки для активного отдыха для домашнего использования.
- ГОСТ ISO 8124-2-2014 Безопасность игрушек. Часть 2. Воспламеняемость.
- ГОСТ IEC 62115-2014 Игрушки электрические. Безопасность.

Система отечественной сертификации игрушек для детей руководствуется вновь принятыми нормативами. Товарная номенклатура «игрушечной» категории товаров находит отражение в едином реестре продукции подтверждение (оценка) соответствия которой относится к требованиям диспозитивных норм ТР ТС.
Непосредственно к Техническому регламенту под регистрационным номером 008/2011 ТР ТС о безопасности игрушек .

Перечень детских изделий, в отношении которых процесс подачи таможенной декларации сопровождаться должен, представлением разрешительного документа – сертификат на игрушки, свидетельство государственной регистрации.

Что же происходит с игрушками Российского производства?

Большую часть игрушек производят по Техническим Условиям или попросту в быту называют ТУ на игрушки.
В связи с чем нужны ТУ, ведь есть ГОСТы? А причина в следующем: поскольку большая часть материалов из которых мы производим игрушки попросту не учтены в ГОСТах.

Но увы, не каждый производитель игрушек знает как правильно оформить Технические Условия. Хотя ГОСТы на разработку Тех Условий есть в общем доступе в интернете и все требования по содержанию там указаны.

Но, разрабатывая ТУ на игрушки, мы должны понимать, что наши изделия соответствуют требованиям безопасности ГОСТ EN 71-1-2014. Бывают конечно и исключения, например, на краски, пластилин, игрушки для активного отдыха и т.д., там есть свои ГОСТы.
И если все же Вам необходима помощьна игрушки или консультации, то вы можете обратиться к нам и сделать все под ключ. так как на игрушки не является космической.

Контроль производства Игрушек в России.

Функции госконтроля над соблюдением строгих требований пунктов ТР ТС о детских игрушках официально возложены на Федеральную службу – Роспотребнадзор. Он в свою очередь должен осуществлять деятельность по реализации поставленных задач в рамках санитарно – эпидемиологического федерального надзора и в сфере гос. защиты прав потребителей.

НУЖЕН ЛИ СЕРТИФИКАТ НА ИГРУШКИ?

Сертификация игрушек в законном порядке отнесена к обязательной процедуре, прежде всего в силу того что признана обеспечивать безопасность, социальное благополучие, сохранение здоровья, жизни в конкретном случае детей. Процедура оценки соответствия предусматривает довольно жесткие критерии, в состав которых входит ряд мероприятий исследовательского, лабораторно-испытательного характера.

До недавнего времени считалось обязательным условием для изготовления, выпуска к свободной реализации детских игрушек наличие у изготовителя или распространителя заключения санитарно – эпидемиологической инстанции. Однако сегодня, в виду гармонизации с международными стандартами, модернизации, усовершенствования всей системы российской сертификации этого документа не достаточно.

Производитель обязан не только обеспечивать в полной мере требуемый уровень безопасности товаров при эксплуатации, но и их потребительские свойства должны быть на высоте. Таким образом, обеспечивается стабильность производственных процессов плюс уровня качества, соответственно товаропроизводитель приобретает на глобальном рынке определенную репутацию, доверие, расположение со стороны потребителей. Сертификация игрушек для производителя в данном случае выступает как документальное подтверждение в роли гаранта высшего качества его продукции.

Поэтапная процедура сертификации продукции для детей:

Лабораторные испытания. Образцы изделий подвергаются ряду испытаний, где устанавливается подтверждение соответствия;
Проверка безопасности сырья, материала игрушки;
Оформление сертификата на игрушки.

В случаях успешного окончания испытательных работ выдается положительное санитарно – эпидемиологическое заключение. Важным аспектом при проведении испытательных мероприятий является проверка соответствия нормам стандартов ГОСТ Р, ТР ТС. Как ответственный, сложный процесс сертификации игрушек включает непосредственно контроль материала, функциональность, безопасность готового изделия. Протокол испытаний служит основанием для оформления, выдачи аккредитованным органом - центром сертификации соответствующего разрешительного документального подтверждения.

В соответствии с комплексом нормативно-правовой базы практическая реализация сертификационных мероприятий для детских товаров учитывает возрастную категорию детей. Более жесткие требования предъявляются при выпуске в обращение продукции целевым назначением для детей младше 3-х лет.

Отдельную роль при определении сертифицируемых типов объектов детского назначения играет классификация товаров, например, по материалам.
Итак, основные материалы для производства игрушек:
- текстиль (мягко набивные игрушки);
- пластмасса;
- резина;
- бумага;
- картон.

Комбинированные материалы определяют по соотношению сырья в процентах.
Из классификации по функциональной принадлежности различают следующие виды:
- куклы
- техника
- настольно – печатные
- транспортные предметы
- для детского творчества
- музыкальные инструменты.
Так же - фигуры животных, людей, сказочных персонажей, игрушки для игр на воде, свежем воздухе, оптические, летающие игрушки. Особое внимание сертификат на игрушки уделяется несущим на себе вес ребенка игрушкам (велосипеды, самокаты, т.п.).
Так же вмещающими изделиями для игр внутрь себя детей (игровые домики, палатки, т.д.), играм с электронными, программными функциями, модулями.

Необходимость обязательной процедуры сертификация игрушек призвана ограждать от вероятных опасностей детей для их полноценного развития в современных социально-экономических условиях.

Родители московских детей из льготных категорий смогут получить денежный сертификат на самостоятельную организацию летнего отдыха. Прием заявок на обеспечение бесплатными путевками в детские лагеря летом 2019 года или получение сертификатов начинается 2 ноября, – сообщается на сайте городского агентства «Мосгортур» .

Выдача сертификата возможна только при условии получения родителями пособия по малообеспеченности. Размер выплаты составит 30 тыс. рублей на одного ребенка.

Средства родители смогут использовать по своему усмотрению, в том числе на покупку путевки в .

Заявочная кампания пройдет в два этапа. Прием документов продлится до 10 декабря, после проверки документов заявителей, начнется следующий этап – с 7 по 21 февраля 2019 года родители смогут выбрать конкретный детский лагерь из предложенного перечня, или получить денежные средства на самостоятельную организацию отдыха и оздоровления ребенка.

Родители детей-льготников смогут получить средства на самостоятельную организацию отдыха.

Правила участия в заявочной кампании разъяснены на сайте агентства. Подать заявление можно на официальном портале Мэра Москвы или в офисе Мосгортура.

Бесплатные московские путевки в летние лагеря смогут получить:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 7 до 17 лет;
  • дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 7 до 15 лет;
  • дети из малообеспеченных семей, в возрасте от 7 до 15 лет (при условии получения родителями ежемесячного пособия на ребенка);
  • дети из семей военнослужащих, погибших или получивших увечья при исполнении служебного долга, в возрасте от 7 до 15 лет;
  • дети из семей, в которых оба или один родитель являются инвалидами, в возрасте от 7 до 15 лет;
  • некоторые другие категории детей – всего 13 категорий, полный список льготников приведен на сайте Мосгортура.

В перечень льготных категорий не входят дети из многодетных семей, а также дети одиноких матерей. «Таким образом, предоставление услуг отдыха и оздоровления детям из многодетных семей, а также детям одиноких матерей не предусмотрено действующим законодательством», – уточняется на сайте организации.

Сертификат на самостоятельную организацию отдыха предоставляется детям от 3 до 15 лет из малообеспеченных семей, проживающим в Москве. Главный условием выдачи сертификата является получение родителями пособия на ребенка в соответствии с законом города Москвы № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г.

О желании получить сертификат родители должны заявить при подаче документов (в заявлении указывается цель обращения «Перечисление денежных средств на детей») и предоставить свои банковские реквизиты. Если родителей не устроит ни один из предложенных вариантов , они так же могут заявить о желании получить денежный сертификат.

– Денежный сертификат может быть потрачен, как на организованный отдых ребенка, так и на что-то другое. Например, оплату проезда на каникулы к бабушке, на отдых в городе, – разъясняет Василий Овчинников, генеральный директор ГАУК «Мосгортур». – Как распорядиться сертификатом решает только родитель. После завершения летней кампании Мосгортур обязательно опросит получателей сертификата для сбора сведений о том, куда были потрачены средства.

В случае выбора сертификата родители получат денежные средства на свой расчетный счет в период с 18 января по 18 марта 2019 г.

Если степень полезности того или иного детского товара определяют взрослые, несущие ответственность за ребенка, то безопасность должны определять специальные контролирующие органы.

Что представляет собой сертификат на детские игрушки? Как его можно получить? И что делать взрослым, столкнувшимся с не качественными детскими товарами?

Сертификат на игрушки. Требования, особенности

Сертификат на игрушки - документ, который в обязательном порядке должен быть получен каждым производителем и продавцом детских товаров, предназначенных для развития речевых, мыслительных и эмоциональных функций ребенка.

Однако, к большому сожалению, не все мелкие частные предприниматели хотят предоставлять образец выпускаемой ими продукции для проверки.

Кроме этого, не стоит упускать из виду и неблагонадежных продавцов, торгующих игрушками неизвестного происхождения (чаще всего речь идет о товарах из Китая). Конкурентоспособная цена, яркий притягательный вид, а также учитывание всех современных веяний делают из таких товаров «лакомый кусочек» для взрослых и малышей. Как же обезопасить собственного ребенка?

Классификация игрушек

Все детские игрушки, подлежащие сертификации, разделяются между собой по следующему ряду признаков:

  • возраст ребенка (0-3, 5+ и т.д.);
  • внешний вид игрушки (кубик, пазл, погремушка, машинка);
  • материал, используемый для ее изготовления (резина, пластмасса, дерево);
  • предназначение игрушки (звуковое развитие, развитие мелкой моторики и пр.);
  • ее устройство (механическая, электрическая и т.д.).

Кроме этого, к некоторым видам детских товаров предъявляются дополнительные требования, например, чтобы получить сертификат на игрушки для детского сада, производителю необходимо пройти:

  • лабораторные исследования;
  • исследования на соответствие педагогическим нормам.

Что это такое? Говоря простым языком, игрушка, которой в последующем детки разных возрастов будут играть в пределах ДОУ, обязана развивать в малышах верные духовные, интеллектуальные и физические качества.

Проверка на соответствие осуществляется Федеральным экспертным советом Минобрнауки России или иными государственными учреждениями, которые создаются по инициативе государственных органов управления образованием субъектов РФ.

Игрушки для детей от 0 до 3 лет

Для начала стоит отметить, что в 2012 году вступил в силу технический регламент Таможенного Союза под названием «О безопасности игрушек». То есть уже около 5 лет все подобные товары обязаны иметь соответствующий сертификат.

Однако чем меньше возраст ребенка, тем больше требований предъявляется к игрушке, предназначенной для использования совсем маленькими детками.

Так, например, сертификаты на детские игрушки не получат те производители, которые для изготовления своей продукции в категории 0-3 года использовали:

  • натуральный мех и кожу (возможно появление аллергических реакций);
  • легко бьющиеся или легко размокающие материалы (например, стекло, картон);
  • вторсырье;
  • гранулы для набивки размером менее 3 мм без специальной дополнительной упаковки.

Кроме этого, чтобы, допустим, получить сертификаты на деревянные игрушки, производителю понадобится получить гигиенический сертификат.

Стандартная процедура получения разрешающих документов предполагает, что данный сертификат выдается после получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Однако сегодня довольно большое количество организаций предлагает производителям игрушек свои услуги по одновременному получению таких разрешающих документов. По этой причине говорить о порядке получения сертификатов не совсем верно.

Так вот, для получения гигиенического сертификата детский товар, изготовленный из дерева, должен:

  • иметь хорошо обработанные края;
  • не иметь лакокрасочного покрытия.

Мягкие игрушки

Как и в случае с деревянными, получение сертификата на мягкие игрушки связано с определенными сложностями. Так, к примеру, материал, из которого изготавливается мягконабивная фигурка, должен соответствовать возрастным нормам ребенка (об этом уже говорилось выше).

Кроме этого, мягкие игрушки должны пройти проверку на:

  • водопоглощение набивки;
  • отсутствие химических веществ 1-го класса;
  • пожаробезопасность;
  • органолептические признаки.

При этом производители имеют право выпускать как бескаркасные мягконабивные изделия, так и игрушки с каркасным «костяком».

Упаковка

Для того чтобы получить сертификат соответствия детских игрушек, производителю необходимо ответственно отнестись не только к производству своего товара, но и к процессу создания упаковки для него.

Что обязательно должно быть указано на упаковке?

  • Название товара.
  • Производитель или импортер (страна, адрес, контактный телефон).
  • Товарный знак (допустимо его отсутствие).
  • Возрастные ограничения.
  • Материал, используемый для изготовления.
  • Способы хранения, ухода.
  • Дата выпуска.
  • Срок эксплуатации.

Если в качестве производителя или импортера выступает другая страна, то все надписи на упаковке должны быть выполнены как минимум на 2-х языках (на родном языке страны-производителя, если она состоит в ЕАЭС, и на русском).

Кроме этого, упаковка должна содержать изображение игрушки и в некоторых случаях инструкцию по ее использованию. Однако данные требования не являются обязательным, они скорее влияют на увеличение покупательского спроса.

Этапы проверки

На территории Российской Федерации сертификаты качества на игрушки выдаются после следующего:

  • подачи заявки на сертификацию с предоставлением всех необходимых документов;
  • проведения лабораторных испытаний;
  • оформления сертификата.

Все детские игрушки проверяются на безопасность в эксплуатации. Проще говоря, работники лаборатории определяют, из чего состоит товар (материалы, набивка, фурнитура и прочие элементы), изучают его конструкцию, химические и микробиологические свойства.

Также рассчитываются вероятности того, что ребенок может пораниться игрушкой (порезаться, проглотить мелкие детали). При этом рассматриваются все, даже практически выдуманные ситуации.

По результатам проверки выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Образец сертификата соответствия на игрушки

Таможенный Союз - обоюдовыгодное сотрудничество определенных государств, дающее право на беспрепятственное проведение торговли оборудованием, товарами и сырьем (при получении соответствующего документа) представителям России, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Белоруссии.

Именно по этой причине получение сертификата на такой товар, как детские игрушки - не просто необходимая мера, она еще и очень выгодная.

Крупный российский производитель игрушек, мечтающий работать на экспорт, не сможет предложить свой товар членам ЕАЭС, пока не получит сертификат соответствия.

Исключения

Существует определенный перечень товаров, которые не требуют получения сертификата на игрушки, поскольку подобные продукты либо напрямую предназначены не детям, либо им, но в возрастной группе 14+.

Сюда входят:

  • искусственные елки (+все принадлежности к ним, включая елочные игрушки);
  • декоративные куклы (категория 14+);
  • масштабные модели для моделирования, коллекционирования (категория 14+);
  • оборудование, предназначенное для детских площадок (в том числе и игрушки, установленные в общественных местах и предназначенные для общего пользования);
  • товары, имеющие нагревательные элементы (используются в учебном процессе при обязательном контроле со стороны взрослых);
  • игрушки, работающие при напряжении от 24 В (+зарядные устройства для АКБ и паровые двигатели);
  • защитные товары и товары для плавания (велосипедные шлемы, надувные нарукавники и т.д.);
  • летающие игрушки, запускаемые с помощью резинового приспособления;
  • детские игровые автоматы;
  • спортинвентарь;
  • детская бижутерия;
  • точные копии огнестрельного и метательного оружия (лук, длина которого в «рабочем», натянутом состоянии превышает показатель в 1,2 м, катапульта и пр.);
  • оружие пневматическое;
  • товары, изготовленные из латекса или резины, предназначенные для санитарно-гигиенических целей;
  • большие головоломки (от 500 пазлов);
  • велосипеды, предназначенные к использованию на дорогах общего пользования;
  • ТС с двигателями внутреннего сгорания (14+).

Некачественная продукция

Очень многие люди даже не задумываются, что им делать в том случае, если они случайно найдут продавца, торгующего игрушками без соответствующих разрешений (без сертификата на игрушки).

И совершенно зря, ведь если каждый человек сознательно начнет относиться к проблеме контрафактной детской продукции, то ее количество на российском рынке заметно снизится.

Так вот, при обнаружении некачественных детских игрушек (пачкающих руки, издающих резкий химический запах) обращайтесь в Управление Роспотребнадзора своего города. Это можно сделать как по телефонам «горячей линии», так и с помощью письменного заявления, переданного в службу по надзору лично или по электронной почте.

Вывод

Итак, приобретать что-то для ребенка у продавца, не имеющего сертификата на игрушки, крайне неосмотрительно. Однако даже при наличии соответствующего документа все вещи обязательно следует проверять, ведь исключать факт подделки сертификата не стоит никогда.

И если при осмотре игрушки не найдены внешние повреждения материала, не видны следы загрязнения, не ощущается неприятный запах, а упаковка имеет правильную маркировку, подобный товар смело можно приобретать.

До конца 2016 года некоторые семьи в России получат особый сертификат, позволяющий детям бесплатно учиться в лучших спортивных школах, кружках технического творчества, школах искусств. Как это произойдет?

На этот вопрос попытаются ответить семь пилотных регионов России: Астраханская, Вологодская, Тульская области, Пермский край, республики Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ. Они победили в конкурсе, проведенном в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). До конца 2017 года эти регионы должны сделать доступными для семей новые практики финансирования дополнительного образования.

Новшество — сертификат на услуги дополнительного образования — позволит детям – особенно из малообеспеченных и многодетных семей – бесплатно посещать любые кружки. Проект «образовательный сертификат» курируется Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи. Его методическую поддержку осуществляет Институт образования НИУ-ВШЭ. С начала 2010-х годов федеральные ведомства все больше интересуются тем, как дети проводят свободное от школы время. В президентском Указе от 7 мая 2012 была поставлена цель: к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам. В Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы включены меры по поддержке новых проектов в этой сфере.

— Мы не должны забывать про замечательное наследие советской системы дополнительного образования, благодаря которому СССР добился таких успехов в науке и культуре, — говорит Сергей Косарецкий , директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. — Но времена меняются; у семей формируется спрос на новые программы и формы работы. Поэтому важно, чтобы организации дополнительного образования работали с учетом достижений сегодняшнего дня.

Мифы о дополнительном образовании

Миф первый . Кружки, секции, спортивные школы, школы искусств, станции юных экологов, туристические походы — это досуг и развлечение. А развлечение в жизни ребенка – не главное.

— Нет, — считает Борис Викторович Куприянов , доктор педагогических наук, ведущий аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ-ВШЭ.– Образование, которое мы называем дополнительным, оказывает огромную влияние на нашу жизнь. В советское время именно система музыкальных школ создала влиятельный общественный тренд. Про того или иного ребенка говорили: «Он ходит в музыкальную школу!». И это была точная характеристика.

Мода – плохое слово в данном случае, но именно музыкальные школы поддерживали в советское время моду на интеллигентность.

Миф второй. Нельзя вернуть эпоху.

Многие считают: Дворцы пионеров, бесплатные кружки и секции, станции юннатов и прочее – это явление советской эпохи, и вернуть его нельзя. Домов пионеров больше нет, а педагоги разбежались.

На самом деле, Россия унаследовала от СССР в готовом виде разветвленную сеть Домов и Дворцов детского творчества, кружков, секций, спортивных школ и школ искусств, туристических и краеведческих объединений.

Во время демографического кризиса Дома детского творчества передавались под развлекательные клубы и магазины, но потом снова возвращались к своему предназначению.

Никуда не ушли и педагоги дополнительного образования. Среди них – учителя музыки и ИЗО, тренеры, специалисты по туризму, краеведы, экологи… В 2014-15 учебном году 95% российских семей, отвечавших на вопросы мониторинга экономики образования НИУ-ВШЭ, заявили, что довольны уровнем преподавания в кружках, секциях, спортивных школах, школах искусств.

— Я всю свою жизнь проработала в системе дополнительного образования, — рассказывает Ангелина Викторовна Золотарева , ректор Института развития образования Ярославской области, который в 2016 году вошел в число федеральных инновационных площадок по дополнительному образованию. — Сначала была директором маленького Дома, потом – большого Дворца детского творчества. В истории нашей страны было десятилетие, когда каждый день нам казалось, что завтра нас закроют. То, что мы делали, относилось к внешкольному образованию, потом – к дополнительному. Помню, как мне позвонили «сверху» и сказали: «Вы больше не можете называться Дворцом пионеров, потому что у нас теперь нет пионеров. Выбирайте другое название или закрывайтесь!». Мы отказались закрываться. Но за это время нам пришлось создавать себя заново. А сегодня в стране заговорили о том, что дополнительное образование – это главное для ребенка.

Миф третий. Посещать такие кружки и секции неинтересно

Если сравнивать с советскими временами, в России 2016 года охват детей и молодежи программами дополнительного образования даже расширился: в них вовлечены молодые люди от 18 до 24 лет и… малыши от полутора лет.

Последний тренд – один из самых популярных: детские сады обычно записывают детей от трех лет. Даже если семья хочет отдать ребенка до трех лет в государственный детский сад, ей редко это удается. Поэтому новые программы создаются даже для детей «от нуля до…»

Кроме того, за последние годы появились и наращивают обороты современные программы технической направленности. Например, полностью оснащенные секции 3D моделирования.

По данным Федерального статистического наблюдения, чаще всего посещают программы дополнительного образования дети 5-9 и 10-14 лет (37,3 и 47,2% соответственно), чуть реже – подростки 15-17 лет (30,7%).

К сожалению – и это отмечают большинство родителей – подростки в старших классах забрасывают все, чтобы заняться с репетитором подготовкой к сдаче ЕГЭ.

— Это большая проблема, особенно для села, — считает директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина , участник конкурсной комиссии по отбору проектов. – После закрытия сельских Дворцов культуры в селах почти не осталось самостоятельных учреждений дополнительного образования. Все, что могут предоставить ученику старших классов – дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ.

Миф четвертый. За все надо платить.

В России дополнительное образование не поддерживается конституционными гарантиями. Если у муниципалитета нет средств – то программы дополнительного образования просто не финансируются за счет бюджета. И предъявлять за это претензии некому: бесплатные занятия в кружках и секциях государством не гарантированы.

Бытует представление, что дополнительное образование после распада СССР стало на 100% платным.

В 2015 году, по данным мониторинга экономики образования НИУ-ВШЭ 2015 года, ситуация выглядела оптимистичнее: 68% дошкольников и 82,7% учащихся общеобразовательных школ по-прежнему занимались в кружках и секциях бесплатно!

Однако дело вот в чем: в мониторинге учитывались ответы жителей малых и больших городов.

Более 60% семей, проживающих в сельской местности, заявили, что их дети никогда не посещали музыкальных, художественных или спортивных школ. Дело не в платности. Их в селах просто нет.

Для кого вводится программа? Для всех или только для бедных?

В будущем году семьи, проживающие в семи пилотных регионах, смогут получить сертификаты по шести направлениям общеразвивающих программ дополнительного образования: технической естественнонаучной, спортивной, художественной, туристическо-краеведческой и социально-педагогической.

Существуют еще предпрофессиональные программы культуры и спорта (они предназначены для детей, готовящихся в профильный вуз). В этот перечень, по мнению экспертов, они входить не должны.

— Как будет выглядеть сертификат?

— Это не существенно, — объясняет Сергей Геннадьевич Косарецкий. — Сертификат – это право. И семья должна знать: если она не использует сертификат, у их ребенка на тот год пропадает возможность посещать кружки и секции. Нам кажется, что на психологическом уровне это будет стимулом для родителей направить ребенка в какой-нибудь кружок. Кроме того, сертификат поможет записать ребенка на программы дополнительного образования, оказываемые частной организацией.

— Важный вопрос: сколько он все-таки будет стоить?

— Каждый регион рассчитывает стоимость сертификата, опираясь на уже существующую величину своего норматива подушевого финансирования (НПФ) в дополнительном образовании. Программы дополнительного образования гораздо разнообразнее, чем в школе. Поэтому стоимость у них разная. Сравните, сколько стоят занятия робототехникой и вышиванием! В целом, стоимость сертификата должна покрывать стоимость обычной программы дополнительного образования.

— Каждый ребенок сможет получить сертификат?

— В рамках проекта регионы апробируются разные модели. Я обозначу две крайние. Первая — все дети получат этот сертификат и смогут бесплатно заниматься в кружках и секциях, организованных как на платной, так и на бесплатной основе. Вторая модель — сертификат получат наиболее уязвимые категории: дети из многодетных семей, а также — дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Из исследований мы знаем, что эти категории семей менее других вовлечены в программы дополнительного образования. Родители зачастую недостаточно активны и информационно компетентны, чтобы самим найти удобную для ребенка бесплатную программу дополнительного образования. И мы считаем, что в случае введения сертификатов у этих семей появился бы дополнительный стимул.

Впрочем, на данный момент пилотные регионы придерживаются модели, по которой сертификаты должны выдаваться ВСЕМ семьям.

Информация — это уже много

Что регионы сделают прежде, чем выдадут семьям сертификат на услуги дополнительного образования?

Сначала — создать полный перечень соответствующих программ, имеющихся в регионе или в муниципалитете. Мало сообщить родителям, что в какой-то школе или Дворце творчества есть какой-то кружок. Надо объяснить, где он находится, кто в нем работает, что и как в нем преподается.

Затем местные власти должны сформировать открытый реестр индивидуальных лицензированных предпринимателей в сфере дополнительного образования. Многие родители захотят отнести свои сертификаты именно к ним и потому должны знать, кто будет заниматься с их детьми.

Затем — представить все это на суд родителей. Потому что выбирать – им.

— Мы предполагаем, что в будущем году в регионах- победителях конкурса появятся порталы, на которых родители смогут найти все предложения в сфере дополнительного образования, — говорит Сергей Косарецкий. – В том числе и те, которые оказывают индивидуальные предприниматели. Семьи смогут познакомиться со всеми предложениями, выделить для себя подходящие, увидеть, как близко к их дому они находятся, какие в них программы и педагоги, какие результаты показывают дети. На портале родители смогут давать собственную оценку программам дополнительного образования и знакомиться с оценкой других семей. Это могло бы стать первым шагом к созданию в России независимой (общественной) оценки качества дополнительного образования».

…Такие интерактивные карты дополнительного образования или отдыха детей уже созданы в нескольких регионах. Есть и другие формы порталов для родителей.

— Наш портал о дополнительном образовании пока наполняется, — рассказывает Ангелина Золотарева, ректор Института развития образования Ярославской области. — Мы изучаем рынок и предпочтения родителей. Один день считается у нас консультационным. В этот день можно получить консультацию психолога, педагога, социального педагога. Мы надеемся, что до конца этого года к нам за консультацией о дополнительном образовании для своих детей обратятся, по меньшей мере, 80 родителей».

Некоторые семьи, жалуясь на то, что ребенок бьет баклуши, даже не догадываются, что в соседнем квартале есть кружок или секция, которая его заинтересует. Но всегда удается узнать о ней, даже бросив клич по социальным сетям: «Ищу спортивную секцию для сына!!!»

А главное – сами организаторы детского досуга далеко не всегда имеют собственную вывеску на дверях или собственную страничку в Интернете. Иногда о них не знают даже люди, живущие в соседнем квартале. Случается, что они скромно работают на ограниченный круг семей. В Ярославской области, например, многие НКО активно работают с семьями. Есть организации, которые оказывают помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: помогают детям-аутистам, организуя для них занятия в конно-спортивной школе.

— Самым серьезным испытанием для семьи служит третий ребенок, — говорит Ирина Абанкина. — На первого сил хватает у всех. Хватает иногда и на второго. Третий — это для семьи уже угроза скатывания в бедность. По статистике, третий ребенок очень редко занимается в кружках и секциях. В это время любые доплаты за дополнительное образование превращаются в бремя для семьи».

Чтобы этого не произошло, родители получат особый сертификат.

Обналичить нельзя

Его нельзя обналичить или потратить в магазине. Его можно только отнести его в кружок, секцию, школу искусств, туристическо-краеведческих объединение. Он означает, что на внешкольные занятия ребенка на этот год выделена определенная сумма из муниципального бюджета.

— Почему о сертификате заговорили только сейчас? Подобная программа когда-то уже разрабатывалась в Пермском крае, но не получила распространения…

— В России недавно был сформирован специальный код бюджетной классификации для дополнительного образования. Впервые деньги на дополнительное образование стали адресными. Они идут из регионального бюджета в муниципальный по отдельному каналу, — объясняет Ирина Всеволодовна Абанкина. — Это позволяет распределить их по семьям с помощью сертификатов. Они уже действуют и хорошо зарекомендовали себя в системе здравоохранения. В России есть родовой сертификат и ваучеры на повышение квалификации врача».

— Люди спрашивают: вдруг они окажутся в ситуации, когда им придется доплачивать? В России с 2010 года родительское софинансирование дополнительного образования детей запрещено!

В 2010 году был принят закон № 83-ФЗ, по которому родительская доплата за услуги дополнительного образования признавалась незаконной. В Бюджетном Кодексе проводилось разделение: либо услуга – бюджетная, либо – платная, и включена в реестр платных услуг. С 2010 году российские родители должны были либо оплачивать тот или иной кружок или секцию, либо нанимать частного педагога, либо водить ребенка на государственные бесплатные программы.

— Мы возвращаемся к практике, которая существовала до 2010 года. В 2017 году планируется принять проект закона Минфина, по которому право родительского софинансирования возвращается.

Это позволит семьям участвовать в оплате дорогих экскоюзивных программ дополнительного образования. Но хочу подчеркнуть: в других случаях никто не будет требовать от родителей доплаты к сертификату».

Летом 2016 года в Вологодской области семьям выдавался сертификат на летний отдых за 14, 5 тысяч рублей. На эти деньги можно было провести смену в летнем лагере. Если родители выбирали смену за 23 тысячи рублей, 14 тысяч возмещались из бюджета организаторам отдыха, а остальное доплачивали родители.

По мнению экспертов, цены на детский летний отдых не повысились. Руководителям лагерей выгоднее было получить гарантированные бюджетные четырнадцать тысяч по каждому сертификату и укомплектовать полную смену, а не повышать цены в ожидании богатых клиентов.

Сколько кружков можно будет посещать по одному сертификату?

Сколько кружков и секций ребенок может посещать по одному сертификату? По мнению экспертов, это дискуссионный вопрос.

В Москве за счет бюджета дети могут заниматься в двух кружках и одной спортивной секции.

Большинство учреждений дополнительного образования столицы включены на правах подразделений в крупные образовательные комплексы. Поэтому родителям легче сделать выбор.

Между тем подросткам, как свидетельствует статистика, интересно пробовать себя в разных сферах деятельности. По данным мониторинга НИУ-ВШЭ, самые непоседливые среди них – это восьми- и девятиклассники: они чаще других перебегают из секции в секцию. При этом каждый их переход необходимо зафиксировать: ведь деньги, выделяемые по сертификату, должны направляться именно туда, где в данный момент занимается школьник.

Эксперты предполагают, что в регионах появятся электронные карточки или чипы, встроенные в карту ученика, а организации дополнительного образования будут оснащены считывающими устройствами. Кстати, такие турникеты уже есть в школах и Дворцах пионеров некоторых регионов. С их помощью можно будет отследить, в какую секцию или кружок ходит ребенок, а затем — направить в нее бюджетное финансирование.

— Наша цель – свобода выбора и индивидуальный маршрут ученика в выборе программ дополнительного образования, — считает Ангелина Викторовна Золотарева.

— Мы считаем, что этот сертификат направлен на выбор семей и поможет переключить бюджетные ресурсы на то, что выбирает сам ребенок, — говорит Ирина Всеволодовна Абанкина.

В ноябре-декабре 2016 года родителям из ряда муниципалитетов Вологодской области уже выдадут первые сертификаты.

Мы постараемся выработать механизм учета детей на уровне региона и механизм, связанный с оплатой сертификатов в муниципалитетах, — говорит Анна Викторовна Микурова, начальник Управления реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования Департамента образования Вологодской области. — Я думаю, что в конце 2017 года мы сможем презентовать коллегам из других регионов уже работающий механизм.