Тема : Цветочная фантазия (поделки из бумаги)
Цели: изготовление цветов из бумаги; исследование разнообразия цветочной темы в поэзии и загадках; знакомство с основными приемами работы с бумагой.
Задачи: научить работе с цветной бумагой; учить работе по команде учителя; обучить технике складывания из бумаги.
Оборудование:
Для кислицы - бумажные полоски шириной 3 мм белого цвета-5 шт., желтого - 1 шт., зеленого - 1 шт.; лист бумаги зеленого цвета; открытка-паспарту, бумага для вкладыша.
Для маргаритки - бумажные полоски розового цвета шириной 7 мм - 4 шт., зеленого цвета шириной 3 мм - 2 шт., лист зеленой бумаги, открытка-паспарту, бумага для вкладыша
Для подснежника - бумажные полоски шириной 5 мм двухтрех оттенков синего цвета - 5 шт., зеленого цвета - 2 шт.; шириной 3 мм: зеленого цвета - 6 шт.; обрезки зеленой бумаги.
I. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
II. Вводная часть.
Учитель. Тему нашего занятия я хочу озвучить отрывком из поэмы «Сады» Жака Делиля.
Художниками быть просто садоводам!
Луга, уступами сбегающие к водам,
Оттенки зелени, все в солнечном цвету,
Где тени облаков, меняясь на лету,
Скользят, одушевив ковер, живой и яркий,
Обнявшихся дерев причудливые арки,
Округлые холмы и резвые ручьи -
Вот кисти с красками, и вот холсты твои!
Природный материал в твоем распоряженье, -
Твори же из него свое произведенье!
III. Практическая часть.
Цветок кислица
Технология изготовления
Цветок . Полоску белого цвета закрутить с помощью шила в кружок, для чего сначала приложить один ее конец к острию и начать закручивать, а затем снять с него и продолжать закручивать пальцами до конца. Чуть раздвинув их, расширить бумажный кружок до размера 1,5 см в диаметре (обязательно проконтролировать размер с помощью трафаретной линейки) и зафиксировать конец полоски с помощью клея. Получится деталь, похожая на спираль. Сдавить ее пальцами в месте склейки, чтобы придать ей форму лепестка (рис. а, с). По аналогии выполнить остальные лепестки. После этого сложить детали в форме цветка и места их соприкосновения смазать клеем.
Полоску желтого цвета плотно закрутить в кружок и зафиксировать ее конец с помощью клея - это сердцевина цветка. Поместить ее в середину и приклеить.
Вырезать из цветной бумаги вкладыш по размеру открытки- паспарту и приклеить на него готовый цветок.
Стебелек. Отрезать часть от полоски зеленого цвета и приклеить верхний конец под лепестками цветка, а нижний чуть сдвинуть вверх для образования небольшого прогиба и тоже приклеить (рис. б). Оставшуюся часть зеленой полоски разрезать на две части, на длинные ребра нанести клей и прикрепить к основанию стебелька.
Листья. Загнуть лист зеленой бумаги вдоль края на 1 см и вырезать ножницами детали листьев — 6 шт. (рис. в). Сгибы смазать клеем и разместить в соответствующих местах композиции.
Цветок маргаритка
Технология изготовления
Цветы и бутоны . На полоске розового цвета сделать частые надрезы с одной стороны (рис. а, с). Плотно закрутить ее с помощью шила и зафиксировать конец клеем, заклеить ненадрезанный конец — получится цветок. Таким же образом выполнить второй цветок. Распушить цветы, отогнув надрезанные лепестки. Бутоны выполнить по аналогии из более коротких полосок розового цвета. Приклеить к каждому бутону зеленый ободок.
Стебельки . Отрезать две зеленые полоски нужной длины и склеить. Полученную более плотную полоску разрезать на части — стебельки. Надрезать верхние концы стебельков, смазать клеем и вставить в цветы и бутоны (рис. б, с).
Листья. Бумагу зеленого цвета загнуть вдоль края на 1 см и вырезать листья разной величины (рис. в). Выгнуть стебли и листья, чтобы придать композиции объем.
Приклеить на вкладыш сначала большие листья, затем стебли и сверху - мелкие листья. Клей наносить только на нижнюю часть деталей.
Цветок подснежник
Последовательность изготовления
Цветы. Скрутить бумажные полоски синего цвета с помощью шила и склеить кружки диаметром 15 мм. Сдавить каждый кружок тремя пальцами, придав им форму цветков (рис. а, с).
Стебельки . Отрезать зеленые полоски по количеству цветков, склеить их, оставив не склеенными заостренные верхушки стебельков (рис. б, с) к которым приклеить цветки.
Листья. Нарезать узкие полоски зеленой бумаги разной длины (рис. в, с), каждую полоску скрутить, придав форму листьев (рис. г, с). Низ листьев промазать клеем, приклеить к основанию стебельков.
Конспект занятия по квиллингу для детей старшей группы. Тема: «Вишни в компоте»
Цель : продолжать учить детей скручивать элемент(форму) «свободная спираль».Ход занятия.
- «Здравствуйте, ребята.
- Отгадайте о чём говорится:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(ягода)
Сегодня мы будем говорить о ягодах.
Скажите, а какие ягоды вы знаете?»
- Ответы детей
- «Сегодня мы с вами будем говорить о вишне, и не только говорить, вот послушайте стихотворение про вишню весной, когда она цветет:
Вишенка цветет нарядная
В нашем маленьком саду,
Видеть вишенку отрадно мне
Белоснежную в цвету!
Ты расти, расти большая
Устремившись в небеса,
Наша вишенка родная,
Наша гордость и краса!
- « А когда эта ягода спеет, она становится красной, а потом и бардовой. Скажите, ребята, а что можно приготовить из вишни?»
- ответы детей
- вы правильно сказали – много чего можно приготовить, но после того как я прочту вам стихотворение, вы мне скажете что мы с вами сегодня будем «готовить» из этой ягоды:
Вишню с веток мы срываем,
И в ведерко набираем.
Маме скорее его мы подарим,
Вместе мы с нею компот точно сварим.
Вишенки вкусные, мы это знаем,
Кушать все вместе мы их обожаем.
Косточки выплюнем, в горшочек воткнем,
Новое дерево вырастим в нем.
- « И так вы догадались?
- Да,да,да
Воспитатель достает заранее подготовленные рисунки с банками и готовую работу в технике квиллинг «компот из вишни».
- « Вот, ребята пустая банка, а это банка с компотом из вишен, и мы с вами должны сегодня вспомнить как скручивать элемент «свободная спираль», который и будет нашей вишенкой.»
Воспитатель предлагает скрутить элементы и помогает тем, у кого плохо получается.
ФИЗМИНУТКА.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки - вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
- «Продолжаем работу, давайте посмотрим у кого сколько «ягод» получилось».
Воспитатель проверяет как дети выполнили элементы и показывает как лучше расположить (приклеить) формы к рисунку(банке).
- «Ну вот, ребята, мы с вами и «сварили» компот, у всех он разный с маленькими и большими ягодами, у кого то много ягод, у кого то – меньше. Но все справились хорошо, спасибо за работу, молодцы!»
Мастер-класс
Тема: Изготовление поздравительной открытки с элементами квиллинга.
Материалы: бумажные полоски для квиллинга (розовые, зеленые, желтые), лист цветного картона А 4 , клей ПВА, ножницы, карандаш, зубочистки.
Наглядное пособие: образцы элементов квиллинга, образцы готовых различных открыток, изготовленных в технике квиллинга. Готовый образец открытки.
1. Организационная часть. Сообщение темы. Вступительная беседа.
История возникновения квиллинга
Искусство квиллинга, известное также под названием «бумажная филигрань», зародилась в XV веке в Европе. В то время французские и итальянские монахи и монашенки начали украшать предметы религиозного культа бумажными бахромчатыми оборками, сделанными из длинных и узких бумажных полос; эти полосы нарезали из старых книг с золотыми обрезами.
Когда в начале XIX века в Англии изобрели бумагоделательную машину, искусство квиллинга достигло рассвета. На рубеже XVIII-XIX веков оно было популярным домашним занятием среди женщин Англии и Новой Англии.
Квиллингу обучали в первых женских пансионах. Им увлекались юные аристократки, особенно в викторианской Англии. В лондонском музее Виктории и Альберта представлены многочисленные шкатулки, шкафчики, доски для настольных игр и ширмы, украшенные квиллингом.
К сожалению, бумага – хрупкий материал, поэтому до нас дошло лишь немного бумажных украшений прежних времен.
С середины 20 века квиллинг стал возрождаться с появлением в широкой продаже узких бумажных полос, специально предназначенных для квиллинга и открывающих бесчисленные возможности для творчества. Искусство бумаговерчения переживает свое второе рождение.
2. Практическая часть занятия
а) вспомогательные линии
б) изготовление цветов методом квиллинга из 5 лепестков
свободная капля
в) серединки цветов
тугой рулон
г) приклеивание цветов на открытку
д) изготовление лепестков
свободная глаз
е) бутоны
3. Подведение итога мастер-класса
Рассматриваем выполненные изделия, анализируем качество выполненных работ.
Этот мастер-класс помог участникам овладеть некоторыми техниками квиллинга, которые помогут создавать уникальные и долговечные поделки.
Задачи:
Учить детей делать из 2 склеенных между собой полосок бумаги «свободные ролы» определённого размера, используя при этом измерительные линейки с кругами. Продолжать учить придавать ролам базовые формы «капля», «изогнутая капля», «глаз», «полумесяц», «треугольник». Упражнять в умении делать тугие ролы для хвоста зайчика; глазок, носиков животных. Развивать интерес к занятию, желание доводить начатое дело до конца.
Расширить и активизировать словарь детей по теме: лубяная, ледяная
Оборудование и материалы:
картинки лубяной и ледяной избушки, цветной картон с силуэтами - заготовками домиков, образцы разных вариантов выполнения зайчика, лисы, ёлочки, домиков в технике квиллинг, полоски белого, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего цвета, аппарат для квиллинга, зубочистки, клей ПВА, салфетки.
На доске картинка со следами зайца и лисы. Педагог: «Ой, ребята, чьи это следы? Смотрите, следы ведут к домикам. Как вы думаете, кто в них живёт и почему?» (Дети рассуждают).
Правильно, в одном из них живёт заяц, у него избушка лубяная, а в другом, ледяном - лиса. И мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка».
Читает стихотворение:
У лесочка на опушке,
В лубяной своей избушке
Мирно заяц жил косой,
Рядом с рыжею лисой.
Но ленивая лисица
Не желала потрудиться -
Дом построить лубяной,
И вселилась в ледяной.
Ребята, когда зайчик жил в своем домике, как себя чувствовал? Какое у него было настроение? Когда лиса жила в своем домике, как она себя ощущала? Какая лиса? (хитрая, рыжая). Какое было настроение у лисы, когда она выгоняла зайца? Правильно, злая, сердитая. А зайка испугался лису, какое у него было настроение? Правильно, печальное (зайка был грустный, плакал).
Элементы ТРИЗ
Воспитатель: Как нам помирить лису и зайца? Как сделать так, что бы всем было хорошо и настроение у всех было веселое, радостное, как на этой картинки? (Ответы детей). Сегодня мы изобразим этих животных в технике квиллинг. Рассматривание вариантов изготовления лисы и зайца. Уточнение деталей. Напоминание способов их изготовления. Напоминание правил работы с инструментом.
Последовательность работы:
Для зайца:
1. Из 2-х, склеенных между собой полосок белой бумаги скрутить «свободный рол», придать ему базовую форму «капля» (туловище).
2. Из полосок белого цвета скрутить свободные ролы и придать им базовые формы «капля», «изогнутая капля», «полумесяц» (голова, лапки).
3. Из 2-х, склеенных между собой полосок белого и розового цвета скрутить «свободный рол», начиная работу с полоски розового цвета, придать ему базовую форму «глаз» (ушки).
4. Из половинки полоски белого цвета скрутить «тугой рол» (хвост).
5. Из половинок полосок чёрного и розового цвета скрутить «тугие ролы» (нос, глаз).
Для лисы:
1. Из 2 склеенных между собой полосок оранжевой бумаги скрутить «свободный рол», придать ему базовую форму «капля» (туловище).
2. Из полосок оранжевого цвета скрутить свободные ролы и придать им базовые формы «капля», «изогнутая капля», «полумесяц», «треугольник» (голова, шея, лапки, хвост).
3. Из половинок полосок чёрного и розового цвета скрутить «тугие ролы» (нос, глаз).
Дети под музыку делают квиллинговые заготовки, приклеивают их.
Игра малой подвижности «Звериная семья»
Скажите, из кого состоит семья животных? (Мамы, папы и детёныша)
Я превращу вас в детенышей разных животных, а вы немного поиграете, а потом расскажете, кто ваши папа и мама. (Одеваю детям шапочки с изображением детёнышей животных.)
Шапочку одеваю, в зайчонка превращаю… и т. д.
Воспитатель:
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки.
Стали весело кружиться,
Стали звери веселиться.
Раз - прыжок, два - прыжок.
Замирай скорей, дружок (дети двигаются в соответствии с текстом)
Педагог, обращаясь к одному из детей: «Ты кто? Кто твоя семья?» (Я - лисенок. Моя мама - лисица, а папа - лис.) Отомри, садись. Шапочки снимаю, в детишек превращаю.
В конце педагог с ребятами анализируют работы, выделяют характерные особенности выполненных персонажей.
По снежку зимой бежала,
и следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост - краса!
Ах ты, лисонька-лиса!
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами заяц
Тема: «Заюшкина избушка» (II )
Задачи:
Учить детей украшать домики животных, скручивая из полосок бумаги базовые формы «свободный рол», «глаз», «завиток». Упражнять в составлении элементов квиллинга в единую композицию «Заюшкина избушка», дополнять работу квиллинговыми и аппликационными деталями. Развивать интерес, воображение, творческие способности.
Оборудование и материалы: картинки лубяной и ледяной избушки, цветной картон с силуэтами - заготовками домиков, образцы разных вариантов выполнения ёлочек, домиков в технике квиллинг, полоски белого, жёлтого, зелёного, синего цвета, аппарат для квиллинга, зубочистки, клей ПВА, клеевые кисти, клеёнки, салфетки, снежинки, выполненные с помощью креативного панча, голубой песок для снега, блёстки.
Воспитатель: Сегодня мы украсим ледяную и лубяную избушку наших животных. Как можно показать, что избушка ледяная? Можно сделать сосульки, украсить снежным узором. Какие базовые формы можно для этого применить? (Глаз, свободная спираль, завиток и др.)
Читает стихотворение:
Заяц по лесу скакал
Заяц корм себе искал.
Квиллинг, или бумагокручение – это техника создания плоскостных и объемных изображений из скрученных полосок бумаги.
Бумажная мозаика не требует особых затрат, талантов и много времени на освоение техники. Из элементов создают панно, открытки, обложки для альбомов, декор для шкатулок и много других интересных украшений и поделок. Обязательно включите это бюджетное рукоделие в свой список хобби. Оно подходит и для взрослых, и для детского творчества.
Бумагопластика появилась в Европе еще в XV–XVI веках. Тогда бумагокручение считалось высоким искусством. К XIX веку квиллинг стал занятием, достойным благородных дам. В России увлечение приобрело популярность только лишь к концу XX столетия.
Самые уточненные работы в технике квиллинг принадлежат корейским мастерам. Они не используют стрежни для скручивания бумаги, а делают это вручную. Сначала рукодельницы создают мелкие элементы, из которых создают объемные изделия или плоский декор. Получаются очень изящные поделки, напоминающие ювелирные изделия и кружево.
Из скрученных полосок бумаги можно создать живописное панно для пустующей стены или оформить потрясающую открытку для близкого человека. В любом случае вы получите массу приятных эмоций от сотворения новой красивой вещи. Это хобби подойдет романтичным творческим натурам, которые любят окружать себя красивыми вещами.