Читайте в статье:
Трудовое законодательство предоставляет гарантии и компенсации работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — это и надбавки к заработной плате, и районные коэффициенты, и дополнительные отпуска, и сокращенный рабочий день, и др. Непредоставление соответствующих гарантий и компенсаций является нарушением трудового законодательства и может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, работники могут восстановить свои права в судебном порядке, взыскав при этом с работодателя компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ), а также проценты за задержку выплаты части заработной платы (ст. 236 ТК РФ). Одна из задач кадровика — не допустить ошибок в кадровых документах при оформлении работников.
Шаг 1. Выясняем, предусмотрены ли трудовым законодательством надбавки к заработной плате в определенной местности.
Согласно ст. 148 ТК РФ работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, гарантирована оплата труда в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Во времена СССР процентные надбавки за стаж работы носили стимулирующий характер, чтобы привлечь людей жить и работать в районах с особыми климатическими условиями. На сегодняшний день районные коэффициенты и процентные надбавки для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, носят, скорее, формальный характер. Но установление соответствующих гарантий относится к обязательным требованиям трудового законодательства, поэтому работодатель обязан их установить. Это подтверждается и судебной практикой.
Судебная практика
Согласно Обзору Верховного суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях от 26.02.2014, суды правильно приходят к выводу о том, что независимо от места нахождения организации оплата труда работников ее обособленного структурного подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Задача кадровика — определить, предусмотрена ли для данной местности надбавка к заработной плате. Надбавка установлена, если наименование данной местности указано в нормативно-правовых актах. Сложность состоит в том, что в данной правовой области до сих пор действуют разрозненные нормативные акты бывшего СССР, которые продолжают применяться на основании ст. 423 ТК РФ.
Ниже приведена классификация местностей, для работников которых устанавливается повышенный размер оплаты труда:
Эти законы лишь устанавливают начисление надбавки, не описывая порядок начисления, размеры и не указывая местности, в которых такие надбавки должны начисляться.
Необходимо учесть, что в наименование и территориальное деление некоторых субъектов РФ внесены изменения более поздними (по сравнению с Указами и Постановлениями) нормативными актами (например, Иркутская, Архангельская области, Красноярский, Чукотский, Ненецкий автономные округа и др.). Поэтому для поиска названия данных субъектов РФ в перечне, надо проверить соответствие названия местностей.
Размеры процентной надбавки зависят от стажа работы и возраста работника и определяются для каждого работника персонально.
Пример 1
Определим, установлена ли процентная надбавка в г. Ухта Республики Коми. Название г. Ухта указано в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 в разделе «Местности, приравненные к районам Крайнего Севера». В пункте «в» ч. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII говорится, что в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается надбавка. Значит, в данном городе необходимо применять надбавку к заработной плате .
Шаг 2. Определяем, предусмотрен ли трудовым законодательством районный коэффициент в определенной местности.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой нормативный акт не принят. До принятия соответствующего акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР (ч. 1 ст. 423 ТК РФ, Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014).
Условно районные коэффициенты можно разделить:
Для того чтобы обобщить и разъяснить сведения о размерах районных коэффициентов для непроизводственных областей и порядке их практического применения, содержащиеся в нормативных правовых документах (в том числе бывшего СССР), были разработаны соответствующие информационные и методические материалы (Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995).
Что касается производственных отраслей , то районные коэффициенты устанавливаются большим количеством нормативных актов (Постановлениями Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Постановлениями Совмина и Правительства РФ с 1960 г. по 2013 г.). В настоящее время справочные правовое системы готовят соответствующе обзоры, помогающие найти конкретный регион и определить установленный в нем районный коэффициент.
Районный коэффициент применяется при расчете зарплаты всех работников, работающих на данной территории независимо от возраста и стажа.
Пример 2
Определим размер районного коэффициента для г. Уфы. Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» в Башкирской АССР районный коэффициент составляет 1,15. Город Уфа располагается в Республике Башкирия, которая раньше называлась Башкирская АССР. Таким образом, районный коэффициент в г. Уфа составляет 1,15.
Судебная практика подтверждает обязанность работодателя начислять и выплачивать работником заработную плату с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Судебная практика
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца исходя из того, что за все время работы ответчик начислял и выплачивал ему заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в РКС, тогда как истец имел право на соответствующую гарантию (процентная надбавка в размере 80 %), поскольку Мурманская область относится к РКС.
Апелляционное определение Мурманского областного суда
от 12.09.2012 № 33-2422
Шаг 3. Определяем процент надбавки для работника, оформляемого на работу.
Процент надбавки определяется в зависимости от стажа и возраста работника (перечень нормативных правовых актов, регулирующих Порядок начисления и размеры надбавок для жителей РКС и МКС см. на с. 40.
В целях упрощения определения процентной надбавки условно работников можно разделить на следующие категории (таблица).
группы |
подгруппы |
Размер и порядок расчета надбавки |
|
Первая. Работники старше 30 лет, а также младше 30 лет, стаж проживания которых в районах РКС и МКС составляет менее одного года и вступившие в трудовые отношения после 31.12.2004 |
10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100 % заработка |
||
10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки — 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 % заработка |
|||
10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка |
|||
10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % за каждые последующие два года работы до достижения 30 % заработка |
|||
Вторая. Работники до 30 лет, стаж проживания которых в районах РКС и МКС составляет не менее одного года и вступившие в трудовые отношения после 31.12.2004 |
20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60 % надбавки — последние 20 % за один год работы |
||
10 % за каждые шесть месяцев работы |
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» с учетом Определения Верховного Суда РФ от 23.12.2004 № КАС04-596 в трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, засчитываются все периоды, в течение которых работник выполнял трудовую функцию в особых климатических условиях. При этом соответствующий стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений за исключением увольнения за виновные действия.
Не засчитываются в трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, периоды деятельности на основании договоров гражданско-правового характера, в качестве индивидуального предпринимателя и некоторые др.
Пример 3
Работник работает на предприятии, расположенном в г. Мурманске. Стаж его работы в РКС составляет два года один месяц. Возраст работника 32 года. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 Мурманск относится к РКС (подгруппа 2 группы 1), значит процентная надбавка исчисляется как 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60 %-ной надбавки — 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 % заработка. Процентная надбавка за два года работы составит 40 %.
Судебная практика подтверждает необходимость расчета процентной надбавки конкретно для каждого работника , исходя из стажа работы в соответствующих местностях и возраста.
Судебная практика
Работница обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к организации о взыскании невыплаченной ей заработной платы. Истица работала в Архангельском подразделении, и заработная плата выплачивалась ей без учета процентной надбавки и районного коэффициента. Суд установил, что, согласно Информационному письму Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9, в г. Архангельске применяется районный коэффициент 1,20. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 г. Архангельск отнесен к местностям, приравненным к РКС. В соответствии с пп. «в» п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII в местностях, приравненных к РКС, всем рабочим и служащим выплачивается надбавка к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в размере 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % за каждый последующий год работы, но не более 50 % заработка. Исходя из стажа работника суд определил необходимость доначисления заработной платы, исходя из 50 % северной надбавки и 20 % районного коэффициента в соответствии со стажем работы истицы.
Согласно ст. 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ® (в ред. от 31.12.2014; далее — Закон РФ № 4520-1) лицам, работающим в РКС, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к РКС, — 16 календарных дней.
В иных МОУ, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, согласно ст. 14 Закона РФ № 4520-1, работникам устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней. Таким образом, законом предусмотрено предоставление отпуска в зависимости от наличия процентной надбавки и районного коэффициента, установленного для данной местности. Данное положение подтверждается и судебной практикой.
Судебная практика
Бывшая работница обратилась в суд с иском к компании о взыскании задолженности по заработной плате, не полученной ею при увольнении. Местом исполнения трудовых обязанностей являлся г. Красноярск. Как установил суд, город отнесен к территориям, приравненным к РКС. Таким образом, истица имеет право на ежегодный дополнительный отпуск, гарантированный ст. 321 ТК РФ. Ответчик при рассмотрении дела не отрицал тот факт, что дополнительные отпуска истице не предоставлялись и компенсация за них при увольнении не выплачивалась. Иск был удовлетворен.
Апелляционное определение Московского городского суда
от 02.08.2013 по делу № 11-24796
Согласно ст. 322 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы, при этом общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах РКС и МКС, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Пленум Верховного суда РФ в п. 13 Постановления от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» подчеркнул, что если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для женщин, работающих в районах РКС и МКС, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным ст. 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы. Обязательность установления сокращенного рабочего времени указанным категориям работников подтверждает и судебная практика.
Судебная практика
Работница, место работы которой г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, обратилась в суд с иском о взыскании заработной платы за сверхурочную работу. При разрешении спора суд подчеркнул, что в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 г. Комсомольск-на-Амуре отнесен к местности, приравненной к РКС. В нарушение требований ст. 320 ТК РФ работодатель установил для работницы в трудовом договоре продолжительность еженедельной работы 40 часов вместо 36 часов. Указанная переработка является сверхурочной работой, подлежащей оплате в повышенном размере.
Постановление Президиума Хабаровского краевого суда
от 10.02.2014 № 44г-14/2014
Таким образом, если работница работает в районах РКС или МКС (или не в северных районах, но в сельской местности (независимо от региона)), в трудовом договоре ей необходимо установить сокращенную рабочую неделю .
Шаг 4. Удостоверяемся в том, что оплата труда не менее минимального размера заработной платы (МРОТ) для данного региона.
Согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.
Из пункта 1 ст. 133.1 ТК РФ следует, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о МРОТ может устанавливаться МРОТ в субъекте Российской Федерации.
При приеме на работу работника того или иного региона кадровику необходимо выяснить МРОТ в данном регионе и убедиться, что оклад работника, указанный в трудовом договоре и приказе о приеме на работу, не ниже установленного МРОТ.
Пример 4
Каков будет МРОТ для работника филиала в Родинском районе Алтайского края в 2015 г.? Администрация Алтайского края, Алтайское краевое объединение организаций профсоюзов, краевые объединения работодателей Региональным соглашением №17-11-1-05 «О размере минимальной заработной платы в алтайском крае на 2013-2015 годы» (вступил в силу 26.02.2013) установили МРОТ в размере 6760 руб. Таким образом, оклад работника на территории Алтайского края, в т. ч. и в Родинском районе, должен составлять не менее 6760 руб.
Иногда работодатели устанавливают оплату труда равную МРОТ, включая надбавку и районный коэффициент. Суды определяют такую практику, как несоответствующую законодательству.
Судебная практика
Суд подчеркнул, что в силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в РКС, и процентная надбавка за стаж работы в РКС должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного федеральным законом на всей территории РФ.
Апелляционное определение Мурманского областного суда
от 22.05.2013 № 33-1774-2013
Об оформлении рассмотренных в статье гарантий, которые предоставляются работникам РКС и МКС, читайте в следующем номере журнала.
Выводы:
Пенсионное законодательство всегда находится под пристальным вниманием, как государства, так и граждан нашей страны.
За последние четверть века российская пенсионная система подверглась целым рядом существенных изменений. Но нормы пенсионного законодательства, существовавшие во время приобретения гражданином пенсионных прав, в некоторых случаях остаются неизменными и учитываются при назначении пенсии. Для граждан приобретавших свои пенсионные права в северных района нашей страны, актуальным является вопрос о порядке расчета северного стажа. Ведь в период их трудовой деятельности существовало правило подсчета северного стажа — год за полтора. Очень многие задаются вопросом, применяется ли эта норма сегодня.
В далекие советские времена северный стаж учитывался, при определенных условиях, как год за два. Потом эта льгота была отменена и северный стаж стали исчисляться как год за полтора. По советскому пенсионному законодательству при подсчете трудового стажа у работников было много льгот, но одновременно существовало ограничение на максимальный размер пенсии, которое нивелировало действие льгот. Будь у вас трудовой стаж хоть 60 лет, но выше своего максимального размера пенсия не могла назначаться. Такой порядок исчисления северного стажа действовал до 1 января 2002 года. С начало 2002 года изменился механизм определения размера пенсии, при котором норму «год за полтора» убрали, компенсировав ее другими правилами исчисления размера пенсии. Это позволило при меньшем стаже сохранить размер пенсии, а в некоторых случаях даже ее увеличить.
Министерство труда РФ своим постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило Разъяснение о некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации №173-ФЗ».
Этим документом разъяснено следующее:
Исчисление продолжительности страхового стажа, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы
(деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Однако, такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта ПОЛНОСТЬЮ ВЫРАБОТАЛ
необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин НЕ ВЫРАБОТАЛ
необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим НА ДЕНЬ УСТАНОВЛЕНИЯ
трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Кстати. В новом Законе о страховых пенсиях №400-ФЗ от 28.12.2013 года, вступившем в силу с 1 января 2015 года, в пунктах 3 и 4 статьи 30 тоже устанавливается, что периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы. Такие периоды работы могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.
Стажевый коэффициент, для работников, имеющих общий трудовой стаж в необходимом минимальном размере(25/20 лет муж./жен.), составляет 0,55, для шахтеров и горнорабочих — 0,75. Стажевый коэффициент увеличиваться на 0,01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх установленной минимальной величины (но не более чем за 20 лет).
Используя норму «год за полтора
» можно существенно увеличить стажевый коэффициент, а значит и размер пенсии.
Однако при расчете по второму варианту применяются некоторые ограничения предусмотренные пунктом 4 статьи 30 закона №173-ФЗ, в том числе ограничение пенсии максимальным размером.
Расчет размера трудовой пенсии, произведенный по формуле второго варианта, с использованием нормы полуторного увеличения северного стажа, не всегда приводит к лучшему результату, нежели аналогичный расчет, основанный на первом варианте. Что будет выгодно гражданину — покажет сравнение двух вариантов расчета.
Кроме того, с первого января 2010 года пенсионные права всех граждан России, накопленные до 2002 года, подверглись переоценки (валоризации). Расчетная величина пенсионного капитала была увеличена на 10%, а каждый год трудового стажа отработанный до 1991 года дополнительно увеличивал пенсионный капитал на 1%. Вот тут, тоже применялась норма — «год за полтора «, что позволило увеличить «северный» стаж работников за работу в период до 1991 года в полтора раза, и тем самым дало прибавку в размере пенсии.
Когда применяется льготный порядок исчисления стажа работы на Крайнем Севере (год за полтора)?
При определении права на трудовую пенсию гражданам, работавшим в «северных» районах нашей страны, их общий страховой стаж
за период до 01.01.2002
исчисляется в льготном порядке (1 год за 1,5 года).
Работа после 01.01.2002
засчитывается в стаж в обычном календарном исчислении.
Подсчет трудового стажа в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц и определения величины расчетного размера пенсии, который устанавливается вне зависимости от даты выхода на пенсию по состоянию на 01.01.2002, может быть произведен по выбору застрахованного лица по одному из нескольких вариантов. Стаж может исчисляться как календарно с исключением не страховых периодов (уход за детьми, учеба), так и с применением льготного порядка (1 год за 1,5 года) с включением не страховых периодов. Выгодный вариант определяется в отношении каждого застрахованного лица в автоматизированном режиме.
«Северяне» сохраняют свои пенсионные права и при новом порядке расчета пенсии, вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Прежними остались и минимальный «северный» стаж — 15/20 лет (КС/МпКС), и возраст выхода на пенсию 55/50 лет (муж./жен.), так же сохраняется повышение фиксированной выплаты за работу на Севере, не зависимо от места жительства, тем гражданам, которые отработали не менее 15/20 лет (КС/МпКС) и при этом имеют общий страховой стаж не менее 25/20 лет (муж./жен.).
Кроме того, те граждане, которые не имеют минимального северного стажа, но проживают в северных регионах, тоже получают повышенную фиксированную выплату.
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию при наличии «северного» стажа начиная с 2019 года
Начиная с 2019 года пенсионный возраст будет поэтапно повышаться, для граждан, работающих в северных районах нашей страны он тоже будет повышаться:
Хотел бы оформить пенсию досрочно. У меня есть 3 года по Списку №1 и 14 лет работы в районах, приравненных к Край-нему Северу. Но мне сказали, что 14 лет это мало, а нужно не меньше 20 лет. Так ли это? Нижегородская обл.
Да, это так. Но если работа на Севере и работа по Списку №1 приходятся на разные периоды времени, то возможно применение нормы ст.28.1 о суммировании этих стажей для права на назна-чение досрочной пенсии в связи с работой на Крайнем Севере.
§ Ст.28.1 Закона от. 17.12.2001г. №173-ФЭ
Для этого стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Севе-ру (сокращенно - МПКС), сначала переводится в стаж работы в районах Крайнего Севера (сокращенно - РКС) как 1 год к 9 месяцам.
То есть, отработанные вами 14 лет в МПКС равны 10,5 годам ра-боты на РКС. Формула расчета такова:
14лет х (9:12)= 10,5 лет
Затем прибавляем 3 года стажа по Списку № 1. Получаем 13,5 лет суммированной работы на Крайнем Севере. Возраст выхода на пенсию снижается на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в РКС. То есть, право на пенсию у вас будет в 55 лет 8 месяцев.
ЗАЧТУТ ЛИ МНЕ ПЕРЕРЫВ?
Засчитают ли в северный стаж работу в районе Крайне- го Севера (РКС), если в ней был перерыв? Проработав на Севере 1 год 4 месяца 20 дней, я потом работала 4,5 мес. в Тверской области. А затем опять 6 лет 3 месяца 20 дней в РКС.
Могу ли уйти на пенсию досрочно, если общий стаж в РКС - 7 лет 8 месяцев и 10 дней? г.Тверь
Да, можете. Для права на досрочную пенсию перерыв в спецста- же не имеет значения. Он суммируется и определяется общим итогом на дату назначения пенсии. Для досрочной пенсии за работу I ia Севере со снижением общеустановленного пенсионного возрас- ia нужно два условия - не менее 7,5 лет работы на Крайнем Севере (в данном случае выполнено) и наличие на дату назначения пенсии не менее 20 лет страхового стажа (для женщины). Тогда за каждый полный календарный год работы на Крайнем Севере возраст выхода на пенсию снижается на 4 месяца. То есть, пенсию вы получите в 52 года 8 месяцев.
ДАДУТ ЛИ «СЕВЕРНУЮ» ПЕНСИЮ ЖЕНЕ ОФИЦЕРА?
Сама я уже на пенсии. Вместе с семьей проживала на Крайнем Севере с 1978 по 1997 год. Из них 5 лет сначала не ра-ботала как жена военнослужащего в связи с невозможностью трудоустройства по специальности. Затем 12 лет работала, пока не сократили. То есть до необходимых для северного стажа 15 лет доработать не смогла. Хочу узнать, могу претен-довать на «северную» пенсию? г.Ногинск, Мо-сковская область
К сожалению, законом не предусмотрена возможность установле-ния повышенного размера пенсии с учетом неполного северного стажа для лиц, проживающих на 01.01.2002 г. за пределами северных регио-нов. Этим лицам повышенное отношение заработков для страховой ча-сти пенсии может быть установлено при соблюдении двух условий:
«Нестраховые» периоды, такие, например, как проживание нера-ботающей жены с мужем-военнослужащим, в зачет необходимых 15 лет специального стажа на Севере не берутся. Повышенная базовая часть пенсии может быть назначена только за продолжи-тельную работу на Крайнем Севере (либо в приравненных местно-стях), если на дату обращения выработаны не менее 15 (20) кален-дарных лет в этих районах.
ДАДУТ ЛИ МАМЕ «СЕВЕРНУЮ» ПРИБАВКУ?
Прочла в «Народном совете», что с 2008 года действует Указ Президента о доплате к пенсии за работу на Севере. Моя мама тоже проработала в районе, приравненном к Северу почти 17 лет. Может ли она получить надбавку к пенсии за про-работанные эти годы? Н.Мохова, г. Тамбов ОК сожалению, не может. Условием для повышение базовой части пен-сии за длительную работу на Севере является наличие не менее 15 календарных лет работы на Крайнем Севере либо не менее 20 календар-ных лет работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу.
§ Федеральный закон от 01.12.2007г. №312-ФЗ
ВКЛЮЧАТ ЛИ РАБОТУ НА УКРАИНЕ?
Могу ли я оформить пенсию досрочно, имея 14 лет и 7 месяцев стажа в районах, приравненных к Крайнему Се-веру (РПКС)? Будет ли учитываться при начислении пенсии стаж работы на Украине с 1984 по 1987 год? г. Кострома
Если работа протекала в районах, приравненных к Крайнему Се-веру, и составляет менее 20 лет, то сначала надо установить, какова продолжительность стажа этой работы при переводе его в стаж ра-боты на Крайнем Севере как 1 год за 9 месяцев.
Теперь сосчитаем:
(14 лет х 12 мес. + 7 мес.) х 9 мес.: 12 мес. = 131 месяц. Или 10 полных лет работы на КС.
Возраст 55 лет снижается на 4 месяца за каждый полный год работы на Крайнем Севере. Значит, право на пенсию будет у вас в 51 год и 8 месяцев.
Ну а стаж работы на Украине в 1984-1987гг. - это стаж работы в СССР. Он обязательно будет учтен в страховом стаже для права на пенсию в ее размере.
КОГДА УЙДУТ НА ОТДЫХ ОПЕРАТОРЫ КОТЕЛЬНОЙ?
Мы с сестрой Еленой 13 лет б месяцев отработали в местности, приравненной к Крайнему Северу (МПКС). Условия были очень тяжелые, ведь мы 8 лет и 9 месяцев трудились кочегарами котельной на жидком топливе. Профессия эта, насколько я знаю, числилась в Списке №2. Тем, кто имеет льготный стаж, вы недавно советовали заранее узнать о своих правах на досрочную пенсию. Помогите и нам разобраться в этой проблеме. Сообщите, пожалуйста, с какого возраста мы сможем выйти на пенсию? г.Тында
Право на досрочную пенсию в данном случае может быть рассмотрено только по одному из оснований - либо за работу в тяжелых условиях труда, либо за работу на Севере.
Действующими в настоящее время Списками № 2 не предусмотрены операторы котельной, работающей на жидком и газообраз-ном топливе, а только машинисты (кочегары) на сланце и угле.
К тому же периоды работы по Списку не могут быть приплюсованы в данном случае к северному стажу - т.к. совпадают по времени.
Но в условиях МПКС вами отработано 13,5 лет, т.е. более полови-ны от требуемых 20 лет.
Поэтому право на досрочную пенсию может быть со снижением пенсионного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы на Крайнем Севере (КС).
Переводим стаж работы в МПКС в стаж на КС -12 месяцев МПКС равны 9 месяцам КС. Исходя из этого, давайте подсчитаем:
(13 лет х 12 мес. + 6 мес.) х 9 мес.: 12 мес. = 121,5 месяцев. Это составляет 10 полных лет.
Таким образом, право на пенсию у вас и вашей сестры будет на 40 месяцев раньше - в 51 год и 8 месяцев.
КАК ИЗМЕНИТСЯ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ПЕНСИЯ «СЕВЕРЯНКИ»?
К зиме я собираюсь перебраться жить в Курск к сыну с невесткой, чтобы внуков нянчить. Говорят, что при переезде из района Крайнего Севера на материк базовая моя пенсия будет пересчитываться и станет намного меньше. Но недавно услышала, якобы в январе какой-то вышел новый закон, по которому пенсия в таких случаях не меняется. Так ли это? г. Норильск
Это не совсем так. До 2004г. размеры базовых частей трудовой пенсии устанавливались в одинаковых суммах независимо от того, в каких районах или местностях проживал пенсионер.
А с 1 января 2004г. базовые части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в «северных» районах, стали определяться с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания там.
При выезде из районов с тяжелыми климатическими условиями размеры базовых частей устанавливались в обычных размерах без повышения.
§ Федеральный закон от 29.11.2003г. №154-ФЗ
§ Федеральный закон от 01.12.2007г. №312-ФЭ , в соот-ветствии с положениями Послания Президента РФ Федераль-ному собранию от 26.04.2007г.
Теперь, проработавшим не менее 15 календарных лет в райо-нах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности устанавли-вается независимо от их местожительства в 1,5 раза выше обыч-ной. А проработавшим не менее 20 лет в местах, приравненных к КС, - в 1,3 раза.
То есть у проживающих в северных регионах есть теперь право вы-бора более выгодного начисления базовой части - либо по 154-му Закону, либо по 312-му. А при переезде с Севера - только по Закону №312.
ГДЕ ВЫГОДНЕЕ ОФОРМЛЯТЬ ПЕНСИЮ «СЕВЕРЯНАМ»?
Мы с мужем больше 20 лет прожили в Заполярье в Мурманской оласти, а сейчас переезжаем к детям в Ставрополь. Подскажите, где мне выгоднее оформлять пенсию, на Севере или по новому месту жительства - в Ставрополе?
К сожалению, ныне действующий закон не предоставляет вам та-кого выбора. Существуют единые Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета ее размера, перевода с одной пенсии на другую.
§ Постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ № 17/19 пб от 27.02.2002г.
В соответствии с п.6 этих Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.
Регистрация по месту жительства проводится в органах МВД.
Пенсионная реформа с 2019 года , предложенная Правительством и поддержанная Президентом, коснется и так называемых «северян» - россиян, работающих в районах Крайнего Севера (КС) и приравненных к ним местностям (МКС). Уже с 1 января 2019 года для этой категории работников наряду с остальными началось , который дает право на досрочное оформление страховой пенсии по старости (на 5 лет раньше общеустановленного срока).
В окончательном виде в результате реформы повысится на 5 лет - до 55 лет женщинам и 60 мужчинам (до конца 2018 года эти нормативы составляли соответственно 50 и 55 лет). Однако , необходимому для оформления пенсии (в том числе и к северному стажу), в ходе реформы изменяться не будут .
Основное изменение пенсионного законодательства для северян будет заключаться в повышении возраста , необходимого для выхода на пенсию, которое будет производиться поэтапно - начиная с 2019 г. до установления в 2023 году окончательных величин 55 лет женщинам и 60 мужчинам . Таким образом, в общей сложности для мужчин и женщин пройдет одинаковое увеличение на 5 лет относительно нормативов старого закона.
Больше никаких изменений в условиях назначения выплат работающим в районах КС и МКС производиться не будет - требования к минимально необходимому «северному» стажу .
Повышение пенсионного возраста северянам будет проходить по следующей схеме:
Представленные выше изменения коснутся тех граждан, которым сейчас согласно ч. 6 п. 1 ст. 32 закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. предусмотрено право досрочного оформления пенсии при наличии .
При этом изменения пенсионного законодательства не коснутся следующих категорий граждан с «северным стажем»:
Первоначальный законопроект о повышении пенсионного возраста в России, предложенный Правительством РФ, предусматривал ежегодное увеличение этого норматива на 1 год , причем в общей сложности на 5 лет для мужчин и 8 лет для женщин. Но поправкой, которую Владимир Путин предложил в своем обращении к гражданам РФ , эти параметры были скорректированы:
Таким образом, для будущих получателей «северной пенсии», в районах Крайнего Севера и МКС, пенсионный возраст изменится следующим образом:
Таким образом, переходный период продлится с 2019 по 2023 г., а граждане, проработавшие необходимое количество лет в условиях КС и МКС, начнут выходить оформлять выплаты при достижении окончательно установленного пенсионного возраста 55/60 лет , начиная с 2028 г.
График выхода на пенсию по годам с 2019 для северян , согласно принятому закону, можно представить в виде таблицы:
СВП по старому закону (ПВ - 50 / 55 лет) | По новой пенсионной реформе | |
---|---|---|
Новый ПВ | Новый СВП | |
1 п. 2019 | 50,5 / 55,5 | 2 п. 2019 |
2 п. 2019 | 1 п. 2020 | |
1 п. 2020 | 51,5 / 56,5 | 2 п. 2021 |
2 п. 2020 | 1 п. 2022 | |
2021 | 53 / 58 | 2024 |
2022 | 54 / 59 | 2026 |
2023 | 55 / 60 | 2028 |
Примечание: ПВ - пенсионный возраст для северян; СВП - срок выхода на пенсию (в каком году); п. - полугодие соответствующего года.
Представленная выше таблица содержит окончательные данные и составлена согласно принятому и норме этого закона, предусматривающей смягчение в первые 2 года реформы.
Поскольку повышение пенсионного возраста начнется с 2019 года, изменения коснутся всех тех работников КС и приравненных к нему районов, которые по старому закону получили бы право на оформление страховой пенсии по старости после 31.12.2018 г.
Таким образом, под новый закон о пенсионном возрасте попадают женщины, начиная с 1969 года рождения, и мужчины 1964 г.р. и моложе , которым в 2019 году исполнится соответственно 50 и 55 лет или меньше и которые претендуют на получении «северной» пенсии.
Соответствующая таблица выхода по годам рождения для северян представлена ниже. В сравнении с исходной версией законопроекта эта таблица скорректирована с учетом , которые были приняты Госдумой в третьем (окончательном) чтении 27 сентября 2018 г.
Для женщин | Для мужчин | СВП по новой реформе | ||
---|---|---|---|---|
ДР | ПВ | ДР | ПВ | |
1 п. 1969 | 50,5 | 1 п. 1964 | 55,5 | 2 п. 2019 |
2 п. 1969 | 2 п. 1964 | 1 п. 2020 | ||
1 п. 1970 | 51,5 | 1 п. 1965 | 56,5 | 2 п. 2021 |
2 п. 1970 | 2 п. 1965 | 1 п. 2022 | ||
1971 | 53 | 1966 | 58 | 2024 |
1972 | 54 | 1967 | 59 | 2026 |
1973 | 55 | 1968 | 60 | 2028 |
Примечание: ДР - дата рождения; ПВ - пенсионный возраст; СВП - срок выхода на пенсию; п. - полугодие.
Женщины 1973 г.р. и моложе, а также мужчины, начиная с 1968 г.р. , которые наработали необходимый «северный» стаж и претендуют на досрочное оформление пенсии, смогут получить выплаты при достижении 55 и 60 лет.
Северным стажем при назначении считаются периоды работы в районах Крайнего Севера (РКС) и местностях, приравненных к КС (МКС) , в течение которого уплачивались страховые взносы в ПФР. Перечень соответствующих районов на территории России определяется Постановлением Совета Министров СССР № 12 от 10.11.1967 г.
Наличие северного стажа в зависимости от количества отработанных лет позволяет оформить страховую пенсию по старости досрочно (на 5 лет раньше - по новому закону при достижении возраста 55/60 лет вместо 60/65 лет на общих основаниях) или существенно снизить пенсионный возраст на меньшее количество лет.
Требования к северному стажу в ходе реформы не меняются. Для того, чтобы выйти на пенсию досрочно (учитывая по годам), согласно ч. 6 п. 1 ст. 32 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. необходимо иметь:
Если гражданин не наработал необходимое количество лет для досрочного оформления выплат на 5 лет, он может претендовать на снижение пенсионного возраста на меньший срок, если он имеет стаж не менее 7,5 лет в РКС или 10 лет в МКС (поскольку 1 год работы в местностях, приравненных к КС, является равноценным 9 месяцам работы в районах КС).
Тогда снижение пенсионного возраста в зависимости от наработанного северного стажа можно представить в виде такой таблицы:
Стаж в районах КС (лет) | На сколько снизится ПВ | ПВ по новому закону с учетом снижения за северный стаж | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | |||||
лет | месяцев | лет | месяцев | лет | месяцев | |
7,5 | 2 | 6 | 57 | 6 | 62 | 6 |
8 | 8 | 4 | 4 | |||
9 | 3 | 0 | 0 | 0 | ||
10 | 4 | 56 | 8 | 61 | 8 | |
11 | 8 | 4 | 4 | |||
12 | 4 | 0 | 0 | 0 | ||
13 | 4 | 55 | 8 | 60 | 8 | |
14 | 8 | 4 | 4 | |||
15 и более | 5 | 0 | 0 | 0 |
Примечание: ПВ - пенсионный возраст; стаж в РКС = 0,75 × стажа в МКС. Эта таблица составлена с учетом окончательных параметров законопроекта о повышении ПВ - 60 лет для женщин и 65 мужчин. В период переходных положений нового закона (2019-2022 гг.) эти значения будут меньше в соответствии с общеустановленным .
Навигация по статьеКроме того, женщины вправе выйти на пенсию в 50 лет , если они одновременно соответствуют трем условиям:
Также уйти на заслуженный отдых раньше могут (в 45 лет) и (в 50 лет), которые проработали минимум 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины) оленеводами, рыбаками или охотниками-промысловиками. При этом обязательным условием является постоянное проживание в данных местностях.
Законодательством РФ предусмотрено установление страховой выплаты по старости со снижением пенсионного возраста пропорционально имеющемуся трудовому стажу работы в Северных местностях. За каждый календарный год работы возраст выхода на пенсию уменьшается на 4 месяца .
Таким образом, лица, проработавшие в районах Крайнего Севера определенное количество лет, могут оформить выплату раньше общеустановленного в России возраста независимо от того, проживают они в данных районах или нет:
Страховой стаж в районах Крайнего Севера (лет) | Возраст назначения пенсии по старости | |
---|---|---|
Женщины | Мужчины | |
7 с половиной | 57 года 8 мес. | 62 лет 8 мес. |
8 | 57 года 4 мес. | 62 лет 4 мес. |
9 | 57 года | 62 лет |
10 | 56 год 8 мес. | 61 лет 8 мес. |
11 | 56 год 4 мес. | 61 лет 4 мес. |
12 | 56 год | 61 лет |
13 | 55 лет 8 мес. | 60 лет 8 мес. |
14 | 55 лет 4 мес. | 60 лет 4 мес. |
15 и больше | 55 лет | 60 лет |
Гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность в местностях, приравненных к данному району, каждый календарный год работы считается за 9 месяцев трудового стажа на Крайнем Севере.
В случае, если гражданин в силу каких-либо обстоятельств не смог заработать достаточное количество пенсионных баллов, необходимый трудовой стаж или вовсе не работал, то право на страховое пенсионное обеспечение он не имеет .
Однако законодательством РФ этим категориям населения предусмотрена . Так же, как и страховая, она устанавливается по достижении определенного возраста. Однако стоит отметить, что в некоторых случаях социальная пенсия может быть назначена ранее.
В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 11 закона 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года оформить социальное обеспечение по старости женщины могут в 50 лет, а в мужчины в 55 лет только при условии, что являются представителями малочисленных народов Севера
и постоянно проживают в этих районах.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1049 от 1 октября 2015 года , к малочисленным народам Севера относятся алеуты, ительмены, ненцы, чукчи, эвенки и т.д. Остальным гражданам, которые не принадлежат к данным народам, социальная выплата по старости устанавливается наравне со всеми в стране - в 65 лет (женщинам) и в 70 лет (мужчинам).
Для всех граждан нашей страны пенсия по страховому обеспечению рассчитывается в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ. определяется по следующей формуле:
СП ст = ИПК × СПК + ФВ,
Социальная пенсия была проиндексирована .
В соответствии с законодательством РФ, при переезде на новое место жительства размер северной пенсии подлежит пересчету . При этом в зависимости от того, куда переезжает пенсионер, сумма может быть, как уменьшена, так и увеличена.
В случае если пенсионер переедет в регион с обычными климатическими условиями, фиксированная выплата к его пенсии будет пересчитана без учета этого коэффициента , что, соответственно, повлияет на размер пенсии - он будет ниже.
Таким образом, при переезде в другой регион нашей страны северная пенсия не сохраняется, так как фиксированная выплата к ней выплачивается в увеличенном размере только в период постоянного проживания пенсионеров в данных местностях.
Обратиться за назначением пенсионной выплаты, как по страховому, так и по социальному обеспечению гражданин может сразу после приобретения права на нее. Для этого необходимо представить в территориальный орган Пенсионного фонда России или Многофункциональный центр соответствующее заявление и .
ПФР рассматривает заявление на назначение пенсии в течение 10 рабочих дней со дня его приема. В случае принятия положительного решения выплата устанавливается с первого числа месяца обращения. И один, и другой вид пенсионного обеспечения выплачивается ежемесячно и назначается бессрочно в заявительном порядке.
Если гражданин получал , но не приобрел право на , ему автоматически будет назначена социальная пенсия по старости.
Получатель обеспечения вправе выбрать один из трех существующих способов доставки денежных средств: