Проводим детские опыты. Подборка самых интересных экспериментов с водой для детей. Водолазный колокол

Проводим детские опыты. Подборка самых интересных экспериментов с водой для детей. Водолазный колокол

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение.

Юные естествоиспытатели

Эксперименты дома, прекрасно подходящие для детей до 10 лет — лучший способ помочь ребенку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем.

Техника безопасности при проведении экспериментов

Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.


Техника безопасности — на первом месте
  1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
  3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Простые эксперименты для самых маленьких

Развивающие опыты и эксперименты для самых маленьких детей (или для детей до 10 лет), как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

Например, в неописуемом восторге дети будут от самой настоящей семицветной радуги, которую они смогут вызвать сами при помощи обычного зеркала, емкости с водой и листа белой бумаги.


Опыт с радугой в бутылке

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.

Еще один, очень простой и красивый опыт можно провести при помощи обычной воды, проволоки и соли.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище.


Опыт «Соль на проволоке»

Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы. Кстати, этот эксперимент подарит ребенку отличную идею новогодних игрушек в виде самых настоящих ледяных снежинок – достаточно просто найти гибкую проволоку и сформировать из нее красивую симметричную снежнику.

Неизгладимое впечатление на ребенка смогут произвести также и невидимые чернила. Приготовить их очень просто: достаточно просто взять чашку воды, спички, вату, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст.


Невидимые чернила можно купить готовые

Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Затем, на зубочистку или тонкую спичку наматывается немного ваты. Получившийся «карандаш» обмакивается в смесь в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст.

Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

Кто из детей не любит воздушные шары?

Оказывается, даже надуть обычный шар можно весьма оригинальным способом. Для этого нужно растворить в бутылке воды одну ложку пищевой соды. И в другой чашке смешиваются сок одного лимона и три столовых ложки уксуса. После, содержимое чашки вводится в бутылку (для удобства можно использовать небольшую воронку). Шарик нужно надеть на горлышко бутылки максимально быстро, пока химическая реакция не окончится. За это время углекислый газ сможет быстро надуть шарик под давлением. Для того чтобы шарик не соскочил с горлышка бутылки, его можно будет закрепить при помощи изоленты или скотча.


Опыт «Надуть шарик»

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.


Опыт «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Детям более старшего возраста (от 10 лет) можно будет предложить уже более сложные химические эксперименты, требующие большего количества компонентов. Эти эксперименты для более старших детей немного сложнее, но дети уже могут принимать в них участие.

Для соблюдения техники безопасности дети до 10 лет должны проводить эксперименты под строгим контролем взрослых, в основном в роли зрителя. Дети старше 10 лет могут принимать в опытах более активное участие.

Примером такого эксперимента может быть создание лавовой лампы. Наверняка о таком чуде мечтают многие дети. Но, куда приятнее сделать ее своими руками, используя для этого простые компоненты, которые наверняка найдутся в каждом доме.


Опыт «Лавовая лампа»

Основой лавовой лампы станет небольшая банка или самый обычный стакан. Кроме этого для опыта понадобятся растительное масло, вода, соль и немного пищевого красителя.

Банка, или другая емкость, используемая в качестве основы лампы, наполняется водой на две трети и на треть маслом. Поскольку масло значительно легче воды по весу, она останется на ее поверхности, не смешиваясь с ней. Затем, в банку добавляется немного пищевого красителя – это придаст лавовой лампе цвет и сделает эксперимент красивее и зрелищнее. И после этого в полученную смесь кладется чайная ложка соли. Для чего? Соль заставляет масло опускаться на дно в виде пузырьков, а затем, растворяясь, выталкивает их вверх.

Следующий химический эксперимент поможет сделать увлекательным интересным такой школьный предмет, как географию.


Изготовление вулкана своими руками

Ведь изучать вулканы куда интереснее тогда, когда рядом есть не просто сухой книжный текст, но целая модель! Особенно, если сделать ее легко дома своими руками, пользуясь доступными подручными средствами: прекрасно подойдет песок, пищевой краситель, сода, уксус и бутылка.

Для начала на подносе устанавливается бутылка – она станет основой будущего вулкана. Вокруг него нужно слепить небольшой конус из песка, глины или пластилина – так гора приобретет более законченный и правдоподобный вид. Теперь нужно вызвать извержение вулкана: в бутылку заливается немного теплой воды, затем – немного соды и пищевого красителя (красного или оранжевого цвета). Завершающим штрихом станет четверть стакана уксуса. Вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки. Этим и объясняется интересный эффект извержения, который можно наблюдать вместе с ребенком.


Вулкан можно сделать из зубной пасты

Может ли бумага гореть, не сгорая?

Оказывается, да. И эксперимент с несгораемыми деньгами легко докажет это. Для этого десятирублевая денежная купюра погружается в 50% раствор спирта (вода смешивается со спиртом в пропорции 1 к 1, к ней добавляется щепотка соли). После того, как купюра как следует пропитается, лишняя жидкость удаляется с нее, а сама купюра поджигается. Вспыхнув, она начнет гореть, но при этом совершенно не сгорит. Объяснить этот опыт довольно просто. Температура, при которой горит спирт недостаточно высока для того, чтобы испарить воду. Благодаря этому даже после того, как вещество догорит полностью, деньги останутся слегка влажными, но абсолютно целыми.


Опыты со льдом всегда пользуются успехом

Юным любителям природы можно предложить прорастить дома семена не используя при этом почву. Как это делается?

В яичную скорлупу кладется немного ваты; она активно смачивается водой, а затем в нее кладется немного семян (например, люцерны). Буквально через несколько дней можно будет заметить первые ростки. Таким образом, для прорастания семян далеко не всегда бывает нужна почва – достаточно лишь воды.

А следующий эксперимент, который легко провести дома для детей наверняка придется по душе девочкам. Ведь кто из них не любит цветы?


Окрашенный цветок можно подарить маме

Особенно самых необычных, ярких оттенков! Благодаря простому опыту прямо перед изумленными детьми простые и привычные всем цветы могут окраситься в самый неожиданный цвет. Тем более, что сделать это предельно просто: достаточно поставить срезанный цветок в воду с добавленным в нее пищевым красителем. Поднимаясь по стеблю к лепесткам, химические красители окрасят их в нужные вам цвета. Чтобы вода лучше впитывалась, срез лучше делать по диагонали – так он будет иметь максимальную площадь. Для того, чтобы цвет проявился ярче, желательно использовать светлые, или белые цветы. Еще более интересный и фантастических эффект получится если перед началом опыта стебель будет расщеплен на несколько частей и каждая из них будет погружена в свой стакан с окрашенной водой.

Лепестки окрасятся в сразу во все цвета самым неожиданным и причудливым образом. Что несомненно произведем неизгладимое впечатление на ребенка!


Опыт «Цветная пена»

Всем известно, что под действием силы тяжести вода может стекать только вниз. Но, можно ли сделать так, чтобы она поднималась вверх по салфетке? Для проведения этого опыта обычный стакан наполняется водой примерно на треть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получится неширокий прямоугольник. После этого салфетка снова разворачивается; немного отступив от нижнего края на ней нужно начертить линию из цветных точек достаточно большого диаметра. Салфетка погружается в воду так, чтобы она примерно на полтора сантиметра ее окрашенная часть оказалась в ней. Соприкоснувшись с салфеткой, вода начнет постепенно подниматься вверх, окрашивая ее разноцветными полосками. Этот необычный эффект происходит благодаря тому, что имея пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают воду вверх.


Опыт с водой и салфеткой

Для проведения следующего опыта понадобятся небольшая промокашка, формочки для печенья разной формы, немного желатин, прозрачный пакет, стакан и вода.


Желатиновая вода не смешивается

Желатин растворяется в четверти стакана воды; он должен набухнуть и увеличиться в объеме. Затем, вещество растворяется на водяной бане и доводится примерно до 50 градусов. получившуюся жидкость нужно тонким слоем распределить по целлофановому пакету. При помощи формочек для печенья из желатина вырезаются фигурки различной формы. После этого их нужно уложить на промокашку или салфетку, а после – подышать на них. Теплое дыхание заставит желатин увеличиваться в объеме, благодаря чему фигурки начнут изгибаться с одной из сторон.

Опыты, проведенные дома с детьми, очень легко разнообразить.


Желатиновые фигурки из формочек

Зимой можно попробовать несколько видоизменить эксперимент, вынеся желатиновые фигурки на балкон или оставив на некоторое время в морозильной камере. Когда под действием холода желатин застынет, на нем отчетливо проступят узоры ледяных кристаллов.

Заключение


Описание других опытов

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

Анна Резенова
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с солью»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с солью»

Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с солью.

Задачи:

Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей.

Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с коллегами по работе.

Практическая значимость : Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирование и поисковой деятельности детей.

Сейчас мы поговорим, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности с детьми. Что же такое соль?

Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно-хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета-соль рассыпал-к ссоре. Поэтому люди придумывали пословицы. Какие из них вы знаете? (Даются карточки с пословицами, их надо соединить).

Без соли невкусно,без хлеба не сытно.

Без воли-силы нет,без соли-вкуса нет.

Без соли, без хлеба- худая беседа.

Всем угодишь-себе насолишь.

Еде нужна соль, но в меру.

Несолоно хлебать, что немилого целовать.

Как с детьми можно использовать соль? Какие опыты можно поставить?

1.Соль бывает мелкая и крупная. (Можно детям продемонстрировать мелкую и крупную соль, дать им потрогать и убедиться, что на самом деле она бывает разной).

2.Она белого цвета, имеет солёный вкус. (Можно дать попробовать на вкус сахар и соль и сравнить их вкусовые качества. Можно взять два стакана с водой и предложить детям в одном из стаканов растворить соль.

3. Не имеет запаха. (Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах).

4.«Волшебные мешочки». Можно предложить детям четыре мешочка с солью, камушками, ватой, гречкой. Дети на ощупь должны найти мешочек с солью. Таким образом ребенок тактильно должен узнать правильный мешочек с солью. Тут еще работает мелкая моторика рук.

5.«Плавающее яйцо» . Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначало яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

6.«Соль растворяется в воде» . Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.

7.«Акварель + соль» . Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель + соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки можно получить разной величины.

8.«Соль + мел». Чтобы быстро окрасить соль нам понадобятся мелки разных цветов. Мы просто насыпаем соль на лист бумаги и начинаем рисовать мелками. Мы видим, что соль окрашивается. Можно предложить детям высыпать соль в прозрачный сосуд и у нас получиться разноцветная ваза, в которую потом можно предложить сделать и поставить цветы. Получается прекрасный элемент декора.

9. «Соленое тесто» . Можно старшим дошкольникам предложить взять в равных пропорциях соль и муку, добавит воды и замесить тесто. А потом предложить, что-нибудь слепить. Малышам можно давать готовое тесто. Так же возможно предложить добавить в тесто гуашь и размять кусочек теста. Ребенок увидит, что тесто можно окрасить, добавив краски. А можно готовую ужу высохшую работу раскрасить. Использование соленого теста благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук.

10. «Пальчиковые краски». Для приготовления пальчиковой краски нам понадобится:

1 кружка муки

1-2 стол. Ложки соли

1-2 стол. Ложки растительного масла

1 столовая ложка клея ПВА (можно и без клея)

Смешиваем соль с мукой, добавляем воду, растительное масло и клей. Замешиваем консистенцию, как на «блинчики». Для рисования такими красками традиционные кисти не подходят. Для этого применяются палочки, соломинки, ладошки, пальчики. Наличие в красках соли способствует массажу пальчиков и ладошек. С помощью гуаши можно окрасить краски в разные цвета. Такие краски полезны для развития мелкой моторики. В процессе рисования ребенок рассказывает о том, что нарисовал, составляет связный рассказ, обогащает словарный запас. Самый большой плюс – это удовольствие от создания красок своими руками и получение результата.

Таким образом можно сделать вывод, что обычные вещи таят в себе массу возможностей для познания нового и творческой деятельности. Мы это увидели на обычной соли. К тому же из соли можно вырастить кристаллы, можно делать шипучие соленые шарики для ванны. К тому же соль –замечательный материал для нетрадиционного рисования и изготовления с детьми интересных поделок.

Публикации по теме:

Комплекс бодрящей гимнастики для проведения мастер-класса с педагогами на методическом объединении Уважаемые коллеги,предлагаю вам комплекс бодрящей гимнастики для проведения мастер-класса с педагогами. Уважаемые коллеги! -Крикните громко.

Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер - класса.

Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Вступление: Детство – это.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Мастер - класс на тему: "Рисуем цветной солью" Смотрела в интернете идеи по рисованию цветным песком и решила попробовать создать свой шедевр.

Ребенок познает окружающий мир наглядным, экспериментальным путем. Его знания базируются на том, что он увидел, услышал и почувствовал самостоятельно. Кроме того, внимание детей фиксируется только на тех объектах, которые им интересны. В связи с этим любую информацию ребенку лучше подавать в виде игры или эксперимента, чтобы она лучше запоминалась и находила практическое применение.

Вода – это вещество, без которого жизнь на нашей планете не образовалась бы. Она окружает нас в повседневной жизни постоянно и даже входит в состав человеческого тела. Опыты с водой станут отличным познавательным развлечением для ребенка и его родителей. Огромное преимущество таких экспериментов для детей заключается в том, что они сами могут стать не просто наблюдателями, но и участниками игры. Такое времяпровождение позволит не только получить удовольствие от фокусов, а также изучить основные свойства и характеристики воды.

Опыты с водой для малышей

Маленькие дети, больше чем кто-либо другой, готовы к впитыванию новых знаний. Однако нужно подобрать такой способ их подачи, чтобы он был интересен малышам. Опыты с водой идеально подходят для игры с детьми. Однако эксперименты нужно подбирать такие, чтобы ребенок не просто порадовался получившемуся фокусу, но и понял его смысл. IQ клуб предлагает несколько распространенных опытов с водой для детей дошкольного возраста.

Форма воды

Начать можно с простого эксперимента для детей 3-4 лет, которые вообще мало что знают об окружающем мире. Для опыта понадобятся разные предметы, куда можно перелить воду: стакан, ваза, ведро, а также подойдет поверхность стола. Емкости должны быть прозрачными, чтобы ребенок хорошо видел воду в них.

Суть эксперимента в том, что ребенку демонстрируется, как вода принимает форму предмета, в котором она находится. Также немного жидкости можно вылить на стол и показать, как она растекается.

Расширение воды

Для того, чтобы дети узнали про еще одно из свойств воды, нужно взять бутылку на 1,5-2 литра, цветную изоленту и саму воду, конечно же. Эксперимент лучше проводить зимой, при значительном снижении температуры или при наличии большой морозильной камеры, куда бутылку можно поставить вертикально.

Алгоритм проведения опыта с водой:

  • Заполните бутылку водой примерно до половины;
  • На уровне жидкости наклейте по кругу цветную изоленту;
  • Оставьте бутылку на морозе или в морозилке на несколько часов в вертикальном положении;
  • После того, как вода полностью замерзнет продемонстрируйте бутылку ребенку.

Эксперимент позволяет малышу самостоятельно убедиться в том, что лед образовался гораздо выше уровня наклеенной изоленты. Так он поймет, что при заморозке вода расширяется.

Выращивание кристаллов

Очень простой, но красивый опыт с водой и поваренной солью можно провести в домашних условиях и удивить малыша. Для эксперимента понадобится соль, теплая вода, шерстяная нитка или веточка и какая-нибудь банка. В нее нужно налить воды и растворить большое количество соли (настолько много, чтобы начал образовываться осадок). Нитка погружается в раствор и оставляется в покое на 3-5 суток. После чего ребенку можно продемонстрировать получившиеся кристаллы на ниточке и объяснить, как они появились.

Фокус с переворачиванием

Многие люди считают, что если перевернуть стакан с водой, то она просто выльется, хотя это утверждение полностью неверное. Для эксперимента понадобится только плотная бумажка, например, картон. Наливают в стакан воду, закрывают его бумажкой и резко переворачивают. Теперь можно отпускать руку, и жидкость никуда не денется. Суть в том, что давление воздуха вне стакана, гораздо больше, чем в нем. Поэтому бумажка держится на краях, а вода не выливается.

Эксперименты с водой для начальной школы

В младшем школьном возрасте можно приступать к изучению важнейших свойств воды. Например, без особых сложностей получится определить: имеет ли вкус вода, какой у нее цвет и другие простые характеристики. Но детям в этом возрасте будут интересны сложные эксперименты с водой. Воспользуйтесь советами IQ клуба и проведите следующие виды опытов с окружающей нас жидкостью.

Поиск пути

Опыт можно провести с помощью обычной салфетки, разноцветных маркеров и, конечно же, воды. Для этого разверните салфетку и отрежьте длинную полосу небольшой ширины, но на всю ее длину. По всей поверхности полоски поставьте разноцветный точки в виде бус. Окуните ее в стакан с водой, не доходя до конца несколько сантиметров. Ребенок увидит, что вода распространяется не только вниз, но и вверх, окрашивая салфетку пятнами тех цветов, которыми были поставлены точки. Объясните ребенку после эксперимента, что суть опыта заключается в том, как вода распространяется по любому пути, который находит. В данном случае им стали целлюлозные волокна салфетки.

Растворение

Воду для эксперимента наливайте в стакан до краев. Затем растворяйте в ней соль или сахар (лучше брать теплую жидкость) и аккуратно перемешивайте. Ребенок увидит, что несмотря на заполнение стакана водой, туда можно добавить еще достаточное количество сахара или соли, ведь между молекулами вещества имеется свободное пространство. Кроме того, данный эксперимент позволит показать, что в определенный момент кристаллы перестают растворятся, а начинают выпадать в осадок.

Особенности кипения

Простой, но в то же время познавательный даже для взрослых эксперимент проводят следующим образом:

  • Для опыта с водой берут носовой платок и резинку;
  • Платок нужно намочить и хорошо отжать, а затем закрепить с помощью резинки на поверхности стакана, закрывая его;
  • В центре на платок нажимают так, чтобы он на пару сантиметров погрузился в воду;
  • Стакан резко переворачивают и одновременно ударяют рукой по дну.

Смысл эксперимента достаточно прост: кипение воды в момент удара образуется за счет того, что воздух всасывается через носовой платок и должен пройти преграду в виде воды, а значит, на ее поверхности появятся пузырьки.

Самонадувающийся шарик

Только взрослый человек должен проводить следующий опыт, так как он подразумевает химическую реакцию. Для ребенка такой эксперимент больше покажется фокусом. Его суть:

  • В бутылку с водой добавляют чайную ложку пищевой соды и растворяют;
  • Отдельно смешивают лимонный сок с 3 ложками уксуса;
  • Получившуюся смесь добавляют в бутылку;
  • Сразу же нужно надеть на горлышко шарик, ведь реакция произойдет быстро;
  • Для отсутствия отверстий, пропускающих воздух, шарик приматывают изолентой.

После вступления компонентов смеси в химическую реакцию получается углекислый газ, давление которого и способствует надуванию шарика.

Интересные фокусы для подростков

Дети в средней школе уже многое успели изучить в уроках природоведения, поэтому обычными фокусами их не удивить. Однако открыть несколько волшебных свойств воды все же получится. Некоторые из опытов с водой, которые предлагает IQ клуб, помогут лучше усвоить ее физические и химические особенности

Круговорот воды

В школе ребенку еще с первого класса рассказывают о круговороте воды в природе, но данный эксперимент позволить показать его наглядно. Для опыта с водой понадобятся: тарелка или противень из металла, банка на 3 литра, 5 кубиков льда и чуть больше стакана кипятка. Алгоритм выполнения:

  • Бутылку ставят на твердую поверхность и на дно, примерно на 3-4 см, наливают кипяток;
  • Лед кладут на тарелку, а ее устанавливают сверху бутылки, чтобы кубики находились прямо над горлышком;
  • Пар, который образуется от кипятка, будет подниматься вверх, но там встретит препятствие в виде холодной тарелки и снова конденсируется;
  • Результатом эксперимента станет облако, сформировавшееся внутри банки.

Добыча воды

Детям всегда нравятся различные приключения, поэтому в опыты с водой можно добавить немного игрового момента. Представим, что мы очутились на необитаемом острове и нужно добыть питьевую воду. Окружает остров, естественно, океан с соленой водой. Однако есть возможность добыть себе пресную жидкость. Как проводится:

  • воду для эксперимента разводят с солью в тазике, чтобы имитировать морскую;
  • на дно таза устанавливается пластиковый стаканчик;
  • Внутрь кладут камушки гальки, чтобы он не всплывал (при этом края стакана должны быть выше уровня воды;
  • Сверху таз закрывают пищевой пленкой так, чтобы не было промежутков;
  • В центр на уровне стаканчика также кладут камешек гальки;
  • Конструкцию оставляют на солнце.

Суть данного опыты с соленой водой заключается в том, что на солнце она начинает активно испаряться. Но пространства, куда это можно сделать, нет. Поэтому жидкость снова конденсируется на поверхности пленки и по ее стенкам сбегает в стаканчик.

На химии подростки смогут провести еще множество опытов с разными состояниями воды. Они убедятся, что многие вещества имеют большую плотность, чем она (не даром плотность воды берется за единицу). IQ клуб рекомендует проводить в домашних условиях те эксперименты, о которых забывают в процессе обучения, чтобы ребенок всесторонне развивался и интересовался окружающим миром.


Если хотите пробудить в своих детях интерес к науке, а учитель в школе с этим не справляется (а на деле ему просто все равно), то не обязательно бить чадо книгой по голове или нанимать репетиторов. Вы, как ответственный родитель, можете провести интересные и красочные научные опыты прямо дома с помощью подручных средств.

Немножко фантазии, и развлечение для детей, которые пришли к вашему ребенку на День рождения, готово.

1. Хождение по куриным яйцам

Несмотря на то, что яйца выглядят очень хрупкими, их скорлупа прочнее, чем кажется. Если распределить давление на скорлупу равномерно, то она может выдержать очень большие нагрузки. Этим можно воспользоваться, чтобы показать детям забавный фокус с хождением по яйцам, а также объяснить им принцип его действия.

Хотя мы и предполагаем, что опыт пройдет удачно, подстраховаться не помешает, поэтому лучше застелить пол клеенкой или разложить мусорные пакеты. Сверху поставьте пару лотков с яйцами, убедившись, что среди них нет дефектных и надтреснутых. Также убедитесь, что яйца расположены одинаково, иначе равномерно нагрузку распределить не получится.

Теперь можно аккуратно встать на яйца босиком, стараясь распределить свой вес равномерно. Такой же принцип используется и в хождении по гвоздям или стеклу, но с детьми это повторять не стоит. Вообще не повторяйте.

2. Неньютоновская жидкость

Большинство жидкостей на планете практически не изменяют своей вязкости при изменении силы, которая к ним прикладывается. Впрочем, есть жидкости, которые становятся практически твердыми, когда сила растет, и называются они неньютоновскими. Изготовить их вы можете прямо у себя дома из подручных средств. Покажите такой опыт ребенку, и он будет счастлив.

Чтобы изготовить неньютоновскую жидкость, насыпьте стакан крахмала в глубокую миску, залейте его водой в соотношении 1:1. Можно добавить пищевой краситель для красоты. Начните все это медленно перемешивать, пока смесь не превратится в однородную массу.

Если медленно зачерпнуть такую жидкость рукой, то она просто стечет сквозь пальцы. Но стоит приложить к ней усилие на скорости или резко ударить, как она тут же станет твердой. Выйдет отличная игрушка на ближайшие часы для вашего ребенка.

3. Прыгающая монета

Очень интересный опыт, а также фокус, если желаете убедить окружающих в своих паранормальных способностях. Для этого эксперимента в домашних условиях нам понадобится обычная бутылка, а также монетка, которая по диаметру чуть больше горлышка.

Охладите бутылку в холодильнике, а еще лучше в морозильной камере. После этого смочите ее горлышко водой и положите сверху монету. Можете для эффектности положить свои руки на бутылку, согревая ее. Воздух внутри бутылки начнет расширяться и выходить через горлышко, подбрасывая монетку в воздух.

4. Вулкан в домашних условиях

Сочетание соды и уксуса является беспроигрышным вариантом, если вы решили произвести впечатление на детей. Просто слепите из пластилина или глины на тарелочке небольшой вулкан, а в его отверстие засыпьте несколько чайных ложек соды, налейте немного теплой воды и добавьте красный пищевой краситель для антуража. После этого влейте в жерло небольшое количество уксуса и наблюдайте за реакцией.

5. Лавовый водопад

Очень эффектный и простой научный опыт, который позволяет продемонстрировать детям принцип взаимодействия жидкостей с разной массой и плотностью.
Возьмите высокую узкую емкость (подойдет ваза для цветов или просто пластиковая бутылка). Налейте в сосуд несколько стаканов воды и стакан растительного масла. Добавьте яркий пищевой краситель, чтобы опыт был более нагляден и приготовьте столовую ложку соли.

Сначала масло будет плавать на поверхности сосуда, поскольку у него меньшая плотность. Начните медленно всыпать соль в сосуд. Масло начнет опускаться на дно, но когда достигнет его, соль освободится от вязкой жидкости, а частички масла начнут снова подниматься наверх, словно крупицы раскаленной лавы.

6. Деньги не горят

Этот опыт подойдет для состоятельных людей, которым только и осталось, что жечь деньги. Отличный фокус, чтобы удивить детей и взрослых. Конечно, есть риск провалить представление, поэтому соблюдайте временные рамки.

Возьмите любую купюру (в зависимости от ваших возможностей) и вымочите ее в подсоленном растворе спирта и воды в соотношении 1:1. Убедитесь, что купюра полностью пропиталась, после чего можете достать ее из жидкости. Зафиксируйте купюру в каком-нибудь держателе и подожгите ее.

Спирт закипает при довольно низкой температуре и начинает испаряться гораздо быстрее, чем вода. Поэтому все горючее испарится прежде, чем загорится сама купюра.

7. Опыт с разноцветным молоком

Для этого веселого опыта нам понадобится жирное молоко, несколько пищевых красителей разных цветов и моющее средство.

Налейте молоко в тарелку и добавьте несколько капель красителя в разных местах емкости. Возьмите каплю моющего средства на кончик пальца или смочите им ватную палочку и коснитесь поверхности молока прямо в центре тарелки. Наблюдайте, как эффектно начнут смешиваться красители.

Как вы уже догадались, моющее средство и жир – вещи несовместимые, и когда вы коснетесь поверхности, начнется реакция, которая заставить молекулы двигаться.

Мы предлагаем вашему вниманию 10 потрясающих фокусов-опытов, или научных шоу, которые можно сделать своими руками в домашних условиях.
На дне рождения ребенка, на выходных или на каникулах проведите время с пользой и станьте центром внимания множества глаз! 🙂

В подготовке поста нам помог опытный организатор научных шоу - профессор Николя . Он объяснил принципы, которые заложены в том или ином фокусе.

1 - Лавовая лампа

1. Наверняка многие из вас видели лампу, у которой внутри жидкость, имитирующая горячую лаву. Выглядит волшебно.

2. В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий).

3. После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект.

4. В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик - начнется «настоящая магия».

: «Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение».

Хотите устроить настоящее научное шоу? Больше опытов можно найти в книге .

2 - Опыт с газировкой

5. Наверняка дома или в соседнем магазине для праздника найдется несколько банок с газировкой. Прежде чем выпить их, задайте ребятам вопрос: «Что будет, если погрузить банки с газировкой в воду?»
Утонут? Будут плавать? Зависит от газировки.
Предложите детям заранее угадать, что произойдет с той или иной банкой и проведите опыт.

6. Берем банки и аккуратно опускаем в воду.

7. Оказывается, несмотря на одинаковый объем, они имеют разный вес. Именно поэтому одни банки тонут, а другие нет.

Комментарий профессора Николя : «Все наши банки имеют одинаковый объем, но вот масса у каждой банки различная, а это значит, что и плотность отличается. Что такое плотность? Это значение массы, поделенное на объем. Так как объем у всех банок одинаковый, то плотность будет выше у той из них, чья масса больше.
Будет ли банка плавать в контейнере или же утонет, зависит от отношения ее плотности к плотности воды. Если плотность банки меньше, то она будет находиться на поверхности, в противном случае банка пойдет ко дну.
Но за счет чего банка с обычной колой плотнее (тяжелее), чем банка с диетическим напитком?
Всё дело в сахаре! В отличие от обычной колы, где в качестве подсластителя используется сахарный песок, в диетическую добавляют специальный сахарозаменитель, который весит намного меньше. Так сколько же сахара в обычной банке с газировкой? Разница в массе между обычной газировкой и ее диетическим аналогом даст нам ответ!»

3 - Крышка из бумаги

Задайте присутствующим вопрос: «Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим.

10. Аккуратно вырезаем бумагу.

11. Кладем сверху на стакан.

12. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Комментарий профессора Николя : «Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».

4 - Мыльный вулкан

Как устроить дома извержение маленького вулкана?

14. Вам понадобится сода, уксус, немного моющей химии для посуды и картон.

16. Разводим уксус в воде, добавляем моющей жидкости и подкрашиваем все йодом.

17. Оборачиваем все темным картоном - это будет «тело» вулкана. Щепотка соды падает в стакан, и вулкан начинает извергаться.

Комментарий профессора Николя : «В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену - вот и извержение».

5 - Насос из свечи

Может ли свечка изменить законы гравитации и поднять воду вверх?

19. Ставим свечку на блюдце и зажигаем ее.

20. Наливаем подкрашенную воду на блюдце.

21. Накрываем свечу стаканом. Через некоторое время вода втянется внутрь стакана вопреки законам гравитации.

Комментарий профессора Николя : «Что делает насос? Меняет давление: увеличивает (тогда вода или воздух начинают «убегать») или, наоборот, уменьшает (тогда газ или жидкость начинают «прибывать»). Когда мы накрыли горящую свечу стаканом, свеча потухла, воздух внутри стакана остыл, и поэтому давление уменьшилось, вот вода из миски и стала всасываться внутрь».

Игры и опыты с водой и огнем есть в книге «Эксперименты профессора Николя» .

6 - Вода в решете

Продолжаем изучать магические свойства воды и окружающих предметов. Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

22. Отрежьте кусок бинта.

23. Оберните бинтом стакан или бокал для шампанского.

24. Переворачивайте бокал - вода не выливается!

Комментарий профессора Николя : «Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!»

7 - Водолазный колокол

И чтобы закрепить за вами почетное звание Мага Воды и Повелителя Стихий, пообещайте, что сможете доставить бумагу на дно любого океана (или ванны или даже тазика), не замочив ее.

25. Пусть присутствующие напишут свои имена на листе бумаги.

26. Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара.

27. Бумага остается сухой - вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок - дайте зрителям удостовериться, что он действительно сухой.