Урок окружающего мира

Урок окружающего мира "Что из чего сделано. Чудеса из глины". Что из чего сделано? Модель как делают шерстяные вещи

Урок окружающего мира во 2»В» классе


Тема: Из чего что сделано

Цель : узнать из чего и как люди изготавливают различные изделия.

Задачи :

  • формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта;
  • научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей; исследовать предмет по заданным свойствам;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты : научить детей различать свойства предметов, веществ из которых они сделаны, исследовать эти вещества по заданным свойствам, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании окружающего мира.

Личностные УУД : формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: использовать таблицы, плакаты, отчёты, осуществлять анализ предметов по заданным свойствам, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование: различные предметы (варежки, шарф, ложка, вилка, ножницы, кувшин, чашка, горшок, книга, тетрадь, линейка, карандаш), презентация, конверты с карточками, «Рефлексия».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы с вами начали изучать? (« Жизнь города и села»)

С каким понятием познакомились на прошлом уроке? (Экономика)

Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)

Из каких частей состоит экономика? (Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, торговля.)

Без чего не может работать современная экономика? (Без денег)

III . Самоопределение к деятельности

- Назовите предметы, которые вы видите на столе. (Предметы рукотворного мира)

Какие части экономики помогли этим предметам попасть к нам? (Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля.)

Кто изготовил эти предметы? (Эти предметы сделаны руками человека.)

Я предлагаю подумать, из чего сделаны эти предметы? (Из природных материалов: шерсть, металл, глина, бумага)

Какова же тема нашего урока? («Из чего что сделано») Слайд 1.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

IV. Работа над новой темой

Сегодня на уроке мы узнаем, как рождается книга, как делают шерстяные вещи, откуда берутся ложки, вилки и ножи. Слайд 2.

А для того, чтобы узнать, что из чего и как это делается, отправимся в Страну Мастеров .
Первый город – это
Город Гончаров .

В этот город отправится 1 группа. Они выяснят: - Кто такие гончары?
На с. 109. рассмотрите рисунки и расскажите, как глина превращается в самые разные изделия.

Второй город – Город Книгоиздателей . Туда отправится 2 группа.

Для того чтобы узнать, как к нам в дом приходят тетради и книги, откройте учебники на с.110 и рассмотрев иллюстрации, подготовьте рассказ по рисункам.

Как рождается книга?

Третий город – Город Ткачей .

В город ткачей совершат путешествие наши ребята из 3 группы. Они расскажут, из чего делают одежду и как к нам попадают шерстяные вещи.


Четвертый город, в который отправится 4 группа – Город Металлургов.

Они попытаются найти ответ на вопрос – откуда берется железо?

Самостоятельная работа в группах

Давайте повторим правила работы в группе.

В ходе работы вы должны построить производственную цепочку с помощью слов, находящихся в конверте.

Отчет групп

  1. Как из глины делают посуду.


- Можем ли мы изготовить такую посуду? (Нет)
- Почему?
- Как называют человека, который делает глиняную посуду? (Гончар)

2. Как и из чего делают бумагу.

Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

  1. Кака делают шерстяные вещи.
  2. Откуда берётся железо.

V. Закрепление изученного

Самостоятельная работа по «Рабочей тетради» с.39-40 №1,2,3

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

Работа в паре.

Зерно,мельница, хлеб.

Железная руда, завод, ножницы и т. д.

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

VI. Итог урока
Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.

На какие вопросы отвечали на уроке?
- Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, шерстяные вещи?
VII. Рефлексия

Командиры групп возьмите у вас на столе конверты, и раздайте карточки каждому.

Выбери, очень хорошо или не очень хорошо ты знаешь и умеешь то, что записано в таблице слева, и поставь рядом цветной кружок. (Дети ставят в таблицу кружок: зелёный, если всё получилось хорошо, всё понял;

жёлтый, если что-то вызвало затруднение; красный, если было трудно.)

VIII. Домашнее задание

Задания с. 71, №4 (Рабочая тетрадь)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из чего что сделано Окружающий мир 2 класс

Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Всё это сделано руками человека из природных материалов – древесины, металла, шерсти. Но чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей.

Работа по учебнику Проследи путь от глины, добытой в карьере, до нашей вазы (с. 109)

Расскажи по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы. 1 2 3 4 5 6

Людей, которые изготавливают глиняную и керамическую посуду, называют гончарами.

Работа по учебнику. Рассмотри рисунки на с. 110 и ты узнаешь, как родились наши учебники, книги, тетради. ?

Составь по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу. 1 2 3 4 5

Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг. Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.

Электрические пилы пилят, валят деревья. Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию.

До ворот цеха плывут брёвна по реке или их везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.

Рубильная машина рубит чурбаки на щепки, и едут щепки на самодвижущейся дорожке в котёл. В котле в специальном растворе варится… каша –деревянная.

Вот эта каша, когда она готова, и становится бумагой.

Работа по учебнику. Рассмотри рисунки на с. 111 и ты узнаешь о том, как делают шерстяные вещи.

Расскажи по рисункам о том, как делают шерстяные вещи. 1 2 3 4 5 6

Откуда берётся железо? вода песок Красно-бурая глина Коричневый камень - кремень

Больше всего железа в железных рудах. Из них и добывают металл- железо. Иногда рудные пласты скрываются глубоко в толще земли, и тогда приходится строить шахты.

Как добывают железную руду? 1. Взрыв горной породы

После взрыва тонны земли, камней взметнутся в воздух, и откроется спрятанная под ними руда.

Шагающий экскаватор зачерпнёт ковшом-черпаком руду, повернётся- и нагружен целый вагон или гигант-самосвал.

2. На самосвалах или по железной дороге попадает руда на завод. В огромных, словно высотные дома, печах-домнах, день и ночь бушует пламя. В эти домны поступает железная руда. Она плавится, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки.

3.Путь этого ковша- в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет ту или иную форму. Это: чугунные сковородки, чугунки, батареи отопления.

4. Из чугуна в специальных печах - мартенах сталевары варят сталь. Затем сталь поступает в прокатный стан, а затем из листа кузнец-штамповщик изготовит ножи, ложки.

Работа в паре. На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий? 1. Добывать материалов не больше, чем их требуется. 2. Расходовать экономно. 3. Сажать новые деревья. 4. Восстанавливать земли на месте карьеров.

Помни! В каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относит ь ся БЕРЕЖНО.


ТЕМА: ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цели : познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с получения сырья в природе и кончая получением готового продукта. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к ним; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мяч, конверт с вопросами, различные предметы , шерсти, глины, дерева;- цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационый момент.

2. Проверка домашней работы.

Что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)

Какие отрасли экономики вы знаете? (с\х, строительство, торговля, промышленность, строительство и др)

Без экономики и её отраслей вокруг нас не было бы столько предметов, сейчас нас окружающих.

3. Актуализация знаний: Игра: «Назовите предметы одним словом»

Стол, табуретка, шкаф (Мебель)

Шарф, свитер, носки (Одежда)

Ложки, чайник, нож (Посуда)

Что объединяет эти три группы предметов? (Они сделаны человеком)

В чём их различие? (Для разных целей и из различных материалов).

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы? (деревянные, шерстяные, металлические)

Где человек берёт материал для их изготовления? (в природе)

Оглянитесь вокруг! Сколько привычных и в то же время удивительных предметов нас окружает! А знаете ли вы, что каждая вещь имеет свою историю? Лыжи когда-то «росли в лесу», валенки «бегали по горам, по долам», а школьный мел «носился по морским волнам». Всё это и ещё много интересного вы можете узнать, если познакомитесь поближе с теми предметами, которые вас окружают.

4. Самоопределение к деятельности.

Познакомимся с темой и целями нашего урока. Откройте учебник на с. 108 и прочитайте тему урока (Из чего что сделано)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? А умный Муравьишка нам подскажет (ответы детей)

5. Работа над новым материалом, групповая работа.

Учащиеся распределяются в 3 группы, в каждой группе назначается дежурный, проговариваются правила групповой работы:

Начало работы: соединив руки, сказать «Мы группа, значит, способны действовать»

Не говорить всем сразу.

Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)

Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что…»

Слушаться сигнала превышения шумового порога.

По окончании работы, все в группе должны соединить и поднять вверх руки.

Детям предлагается рассмотреть группу предметов, назвать их, из чего они сделаны, и выбрать по одному предмету в каждую группу. (шерстяные носки, глиняный кувшин, лист бумаги)

В соответствии с выбранным предметом, группам присваиваются названия (глина, шерсть, древесина).

Работа по учебнику: с.108.

Каждая группа должна найти на рисунках предметы, сделанные из материала, носящего названия группы и накрыть их в учебнике фишками разного цвета. После обсуждения в группе, выполняется правильность выполненной работы, за всю группу ответы представляют дежурные.

6. Знакомство с производством изделий из глины, древесины и шерсти.

Как появился глиняный кувшин

В музеях вы, конечно, видели различные вазы, сосуды, чашки и да, сделанные из специальной глины. Изделия лепят, покрывают красками Затем их обжигают в печах, чтобы они затвердели. Искусство делать вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, глины, используется песок и измельченные горные породы.

Глина добывается экскаваторами. В сыром виде она очень эластична. Глина смешивается с водой до состояния густой и из которой умелые руки могут вылепить и фигурки, и различные и горшки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.

Изготовление керамики - одно из самых древних искусств, поскольку глина встречается практически повсеместно. Были обнаружены черепки, сделанные еще в доисторические времена. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не сгниет и не заржавеет.

В давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась долго холодной.

Из шерсти: рассказ учителя.

7 . Физкультминутка

8. Групповая работа по учебнику : детям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин о производстве изделий из глины, древесины, шерсти.

Группа «Глина»-с.109

Группа «Древесина»-с.110

Группа «Шерсть»-с.111

Представление своих рассказов каждой группой. Выступающего из группы выбирает дежурный.

10. Домашнее задание: уч. с. 108-111.

11. Итог урока.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в при­роде различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не ве чны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное ис­пользование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета ста­нет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Глина - интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется в результате разрушения скальных пород. Многие, имея дело с этим пластичным веществом, задумываются: из чего состоит глина? Давайте узнаем ответ на этот вопрос, а также разберёмся, чем может быть полезен этот человеку.

Что такое глина, из какого вещества состоит

Глина - это осадочная порода, мелкозернистая по своей структуре. В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным и податливым материалом, принимающим любую форму. При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

Минеральный состав глин разных видов хоть и различный, но обязательно содержит в себе вещества группы каолинита и монтмориллонита или иные слоистые алюмосиликаты. Также глина может иметь в числе составляющих другие примеси, карбонатные и песчаные частицы.

Типовой состав этого вещества выглядит так:

  • каолинит - 47%;
  • оксид алюминия - 39%;
  • вода - 14%.

Это далеко не все составляющие глины. Минеральные вкрапления - галлуазит, диаспор, гидраргиллит, корунд, монотермит, мусковит и другие - тоже присутствуют в разных количествах. Загрязнять глины и каолины могут такие минералы: кварц, доломит, гипс, магнетит, пирит, лимонит, марказит.

Виды глин

То, из чего состоит глина, во многом зависит от места и способа её образования. В зависимости от этого выделяют:

1. Осадочные глины - это результат переноса природных продуктов выветривания и их отложения в определённом месте. Они бывают морскими - рождающимися на дне морей и океанов и континентальными - формирующимися на материке. Морские глины, в свою очередь, подразделяют на:

  • шельфовые;
  • лагунные;
  • прибережные.

2. Остаточные глины формируются в процессе выветривания непластичных горных пород и их преобразования в пластичные каолины. Изучение таких остаточных залежей может показать плавный переход глины в материнскую породу с изменением высоты.

Свойства глины

Независимо от того, из какого вещества состоит глина и где она образовалась, есть характерные свойства, отличающие её от других природных материалов.

В сухом виде глина имеет пылеобразную структуру. Если она застыла комками, то легко крошится. Этот материал быстро намокает, впитывает воду, вследствие чего разбухает. При этом глина приобретает водоупорность - способность не пропускать жидкость.

Главной особенностью глины является её пластичность - способность с лёгкостью приобретать любую форму. В зависимости от этой способности глину могут классифицировать на «жирную» — которой присуща повышенная пластичность, и «тощую» — разбавленную другими веществами и постепенно теряющую данное свойство.

Пластичная глина характеризуется клейкостью и вязкостью. Это свойство широко применяется в строительстве. Подумайте, строительная смесь из чего состоит? Глина - обязательная составляющая любого соединительного раствора.

Распространение на планете

Глина является очень распространённым материалом на Земле, а поэтому недорогостоящим. Месторождений глины очень много в любой местности. На морских побережьях можно увидеть глиняные отвалы, которые раньше были твёрдыми скалами. Берега и дно рек, озёр зачастую покрыто слоем глины. Если лесная тропа или имеет коричневый или рыжий оттенок то, вероятней всего, она тоже состоит из остаточной глины.

При промышленной добыче глины применяют способ открытых разработок. Чтобы добраться до залежей полезного вещества, сначала снимают а потом вынимают ископаемые. На разной глубине пласты глины могут отличаться по составу и свойствам.

Использование глины человеком

Как уже упоминалось, чаще всего глину используют в строительстве. Все знают, что привычный материал для возведения сооружений - кирпичи. Они из чего состоят? Песок и глина - вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в кирпич. Чтобы стена из отдельно взятых блоков не рассыпалась, используют вязкий раствор, в составе которого тоже есть глина.

Смесь глины с водой становится сырьём для гончарного производства. Человечество издавна научилось производить вазы, пиалы, кувшины и другие ёмкости из глины. Они могут иметь разные размеры и формы. Раньше гончарное ремесло было нужным и распространённым, а глиняные изделия становились единственными принадлежностями, используемыми в быту и очень ходовым товаром на рынках.

Широко используется глина в медицине и косметологии. Те, кто заботится о красоте и здоровье кожи, знают о благодатном воздействии некоторых видов этого вещества. Глина применяется для обёртываний, масок и примочек. Она эффективно борется с целлюлитом, придаёт коже эластичность, препятствует преждевременному старению. При некоторых медицинских показаниях глину даже применяют внутрь. А при кожных заболеваниях высушенный и перетёртый в пыль материал назначают в виде присыпок. Важно упомянуть, что для таких целей используется не любая глина, а только некоторые её виды, имеющие антисептические и противомикробные свойства.

Что такое полимерная глина

Полимерная глина позволяет легко имитировать текстуру других материалов, например, дерева или камня. Из этого пластичного вещества можно самостоятельно изготовить сувениры, ёлочные игрушки, бижутерию, украшения для интерьера, брелоки и много всего прочего. Такие изделия ручной работы станут отличным подарком, смогут долго храниться, при этом не теряя привлекательного вида и первоначальной формы.

Полимерная глина из чего состоит? Рецепт приготовления в домашних условиях

Рукодельницы, которых заинтересовал процесс изготовления таких ярких сувениров, наверняка задумались о том, как сделать полимерную глину самостоятельно. Это вполне реальная задача. Естественно, что полученный материал не будет идентичен заводской полимерной глине, но при правильном изготовлении его свойства ничем не будут уступать.

Необходимые компоненты:

  • клей ПВА - 1 стакан;
  • кукурузный крахмал - 1 стакан;
  • нежирный крем для рук без силикона - 1 столовая ложка;
  • вазелин - 1 столовая ложка;
  • сок лимона - 2 столовые ложки.

Вот всё, из чего состоит которую мы будем готовить в домашних условиях.

Крахмал, клей и вазелин тщательно перемешиваем, добавляем сок лимона и опять мешаем до получения однородной массы. Ставим в микроволновку на 30 секунд, перемешиваем и отправляем туда же ещё на 30 секунд. Корку, которая образовалась на поверхности, нужно снять и выбросить, а эластичную массу выложить на поднос, смазанный кремом для рук, и энергично вымешивать 5 минут. После остывания наша полимерная глина уже готова к использованию.

Узнав, как сделать полимерную глину самостоятельно, вы можете сэкономить на дорогом покупном материале и, не ограничивая себя, освоить интересное, творческое занятие.

Глина - интересный и разнообразный по своим свойствам материал, который образуется в результате разрушения скальных пород. Многие, имея дело с этим пластичным веществом, задумываются: из чего состоит глина? Давайте узнаем ответ на этот вопрос, а также разберёмся, чем может быть полезен этот природный материал человеку.

Предмет «Окружающий мир»

Конспект открытого урока по теме «Из чего что сделано?» 2 класс 04.12 2015 г.

ФГОС, УмК «Школа России» Лапина А.А. Учитель МБОУ «СОШ №37» г. Братска

Цели деятельности учителя

Цель. Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

Познакомить с простейшими производственными цепочками при изготовлении различных предметов;

Формирование представлений об окружающем мире.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

Воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Научатся: строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Ставить проблему поискового характера;

Проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России» : - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

- Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2012.

Презентация;

Карточки – тесты для индивидуального опроса;

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. этап.

Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Ребята! Повторяйте за мной.

Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться. (слайд 1)

Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам - расскажи другому!» (слайд 1 )

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Проверка домашнего задания

Какой раздел мы с вами изучаем?

(слайд2)

Что такое экономика?

Как называются части экономики?

Из каких отраслей состоит экономика?

Вспомним, какие профессии мы называли?

Назовите профессии ваших родителей.

Проверим ваши знания с помощью тестов (Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015). (слайд 3)

Без чего не может работать современная экономика?

Что вы о них знаете?

Жизнь города и села»

Это хозяйственная деятельность людей.

Отрасли

- Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.

Доярка, пастух, водитель….

Дети называют профессии своих родителей и говорят к какой отрасли экономики она относится.

Выполняют тест, взаимопроверка

- Без денег

Ребенок знакомит детей со своим мини проектом «Как появились деньги»

Регулятивные

Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные

3. Самоопределение в деятельности

Задачи: развивать логическое мышление,заинтересовать новым исследованием,

Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (слайд 4)

Определите, какой предмет «лишний»?

Почему?

Как называется то, что сделано руками человека?

Носки, варежки, книги, кастрюли, вилка, чайник, кувшин, ракушка.

Ракушка- создала природа, а остальные сделал человек.

Рукотворный мир.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Актуализация знаний,

1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока

Я предлагаю подумать из чего человек сделал эти предметы.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

Какие цели и задачи поставим перед собой? Используйте для этого наши фразу:

Я думаю, что узнаю…..(слайд 6)

Давайте откроем учебник на странице 108 и еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке.(слайд 7)

Что кажется трудным и пока непонятным?

Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что нам в этом может помочь?

Из металла, из шерсти,

Из бумаги, из глины…

Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.

Из чего что сделано?

Работа с учебником с.108

Что значит изображать производственные цепочки.

Учебник, дополнительная литература, интернет, взрослые.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные:

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 2)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

3)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

4)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы. (слайд 8)

-Работа в группе Задание: Возьмите карточки на партах. Разделите все предметы на группы, объяснить свой выбор. (слайд 9)

- из глины (чайник, ваза),

- из шерсти (свитер, шарф),

-из металла (ложка, кастрюля),

-из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга) Проверяем. (слайд 10)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите еще раз, что общего у всех этих предметов?

Давайте, сейчас проследим путь изготовления некоторых изделий. Сегодня в этой работе у меня будут помощники, которые поделятся своими исследованиями по этой теме.

1. Отгадайте загадку: (слайд 11)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду?

Алиса провела небольшое исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из глины. (слайд 12-18)

Можем ли мы изготовить такую посуду?

Почему?

Алиса нас познакомила с порядком изготовления изделий из глины.

Порядок изготовления предмета –называется производственная цепочка. (слайд 19)

Откройте тетрадь и покажите последовательность изготовления посуды из глины. (работа в паре) (слайд 20)

Карьер - гончарный круг- печь-чашка. (слайд 21)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят глиняные изделия. (слайд 22)

ФИЗМИНУТКА (слайд 23)

2. Продолжаем работу (слайд 24)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу.

Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?

- Понятно, что линейка, шкаф сделаны из дерева. А вот книга и тетрадь как оказалась в этой группе? (слайд 25)

Диана провела исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают книги. (слайд 26-31)

В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.

- Работаем в паре . Заполните схему в тетради.- Как из дерева получается книга? (слайд 32)
Дерево- целлюлоза- бумага- книга.

(слайд 33)

- Посмотрите на экран, я предлагаю еще раз посмотреть, как производят бумагу(слайд 34)

3. - В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла. (слайд 35)

Мой помощник Роман провёл тоже исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла. (слайд36-41)

Составим производственную цепочку.- Как к нам в дом приходит металлическая посуда? (слайд 42)

Железная руда- чугун-сталь- посуда

- Посмотрите на экран, я предлагаю посмотреть отрывок из фильма, как производят предметы из стали(слайд 43)

4. Шерсть.

Человек всегда заботился о своих домашних животных, и они давали людям еду и тепло. (слайд 44)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Овца, баран)

Как связаны тёплые варежки, свитер и овцы? (слайд 44)

Итак, мы переходим к последней выделенной нами группе «Изделия из шерсти» (слайд 45)

Откройте учебник. Рассмотрите рисунки (с.111) и расскажите, как же делают шерстяные вещи.(слайд 46)

1.Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3.Изготовление шерстяного полотна;

4.Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Покажите в тетради последовательность изготовления вещей из шерсти. (работа в паре ) (слайд 47)

Овца-пряжа-полотно-изделие.

- Есть и другие животные, которых разводят для получения шерсти - верблюды, ангорские кролики и козы, ламы, викуньи, овцебыки и даже собаки. (слайд 48)

Делят предметы на группы и объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку

Они сделаны руками человека.

Глина

ответы детей

нет

Нужны знания и труд многих людей.

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Дерево

ответы детей

Сообщение ученика (см. приложение ).

Тетрадь с. 70

Смотрят фильм

Сообщение ученика (см. приложение ).

Работаем коллективно

Смотрят фильм

Весной и осенью люди стригут овец специальными ножницами. Потом прядут шерсть и вяжут носки, варежки.

Дети по картинкам в учебнике рассказывают с.111

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.

Работа в группе по «Рабочей тетради» с.79 №2,3 (слайд 49)

-№2 Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

-№3. Составить производственные цепочки(слайд 50)

глина - кирпичи, глиняные игрушки, вазы, посуда

шерсть – варежки, свитер, ковры, шарф. шапку…..

древесина – мебель, бумага, книги, картон, дома, мосты……

железная руда -завод-ножницы;

зерно -мельница-мука- хлеб

глина -гончарный круг-печь- ваза

……..

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

8. Физкультурная пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

9. Итог урока.

Где люди берут материалы для изготовления различных изделий?

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

(слайд 51)

Человек должен использовать ресурсы разумно. Природные богатства нужно беречь- ведь они не безграничны.

(слайд 52)

Изготавливая бумагу, человек вырубает леса, а они - «легкие нашей планеты», дом для зверей и птиц. После добычи глины остаются карьеры, которые надо засыпать, иначе - это рана на поверхности земли. И если человек неразумно будет использовать природные богатства, то к чему это может привести?

Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно. (слайд 53)

Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!

Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее.

Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (слайд 54)

В природе.

1)Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2)Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

Меня удивило …- Было трудно…

Теперь я знаю, что…(слайд 55)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

11. Домашнее задание.

С. 108-111, рабочая тетрадь стр.70 №3, №4 (слайд 56) , (слайд 57)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

МОАУ «Гимназия № 1 г. Орска»

Овечья шерсть и ее применение человеком


VII городская НПК младших школьников«Исследователь окружающего мира» Направление: Человек (деятельность человека)
Выполнила: Касенова Алина,
ученица 3 класса «А»

Руководитель: Лисичкина Елена Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

2012-2013 учебный год.

Введение…………………………………….…………………...…………………...3
Глава 1. Шерсть: история, виды.
1.1. История возникновения овечьей шерсти……………………………………..4
1.2. Строение и полезные свойства шерсти……………………………………….5
1 .3. Виды шерсти……………………………………………………………………6
2.1. Что делают из шерсти овцы?.............................................................................7
2.2. Стеганое шерстяное одеяло…………………………………………………...8 2.3. Различные изделия из шерсти……………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………………………….……………………………………..11
Глоссарий …………………………………………………………………………..12
Приложение…………………………………….…………………………………..13

Введение

В домашнем хозяйстве моей бабушки есть небольшое стадо тонкорунных мериносовых овец. С ранних лет я наблюдала за тем, как за ними ухаживают. Летом пасут на открытой местности, зимой их кормят сеном, специальными кормами. Два раза в год: весной и осенью проводится стрижка овец. Мне всегда было интересно, что делает моя бабушка с этой шерстью. Оказывается, из шерсти овец можно сделать много полезных вещей: вязаные вещи, валенки, коврики и одеяла. И бабушка предложила мне самой заняться и попробовать сделать что-нибудь своими руками.

В сентябре нам учительница рассказала об исследовательской работе, и я подумала, что могу рассказать о шерсти, о разных ее видах, показать свои работы и даже попробовать сделать шерстяное одеяло. Итак,

тема моей работы: «Овечья шерсть и ее применение человеком»

Цель исследовательской работы:

Изучить историю, свойства и виды шерсти

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме, собрать необходимую информацию;

Узнать, как человек научился использовать шерсть;

Выяснить, как правильно обрабатывать шерсть;

Исследовать, какие виды шерсти существуют;

Рассмотреть различные изделия из шерсти;

Совершенствовать навыки в практической работе и освоить способы обработки шерсти для изготовления изделий из шерсти.

Гипотеза: Предположим, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Актуальность: Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств. Изделия из овечьей шерсти являются экологически чистым и безопасным продуктом. Особенно в последнее время пользуется популярностью не только у старшего поколения, но и у молодежи.

Объект исследования : шерсть.


Глава 1. Шерсть: история, виды

1.1. История возникновения овечьей шерсти

Как и все в этом мире, овечья шерсть тоже была открытием. Чтобы это проверить, обратимся к старинным летописям. В первобытные времена с наступлением холодов, люди вынуждены были сшить себе одежду. И первым материалом, нашими с вами предками освоенным, была именно шерсть.

В домашнем производстве широкое применение нашли шерстяные нитки из овечьей или верблюжьей шерсти. Готовые шерстяные нити шли на изготовление тесьмы для юрт. Из овечьей и верблюжьей шерсти и конского волоса изготовляли веревки различной толщины и длины в зависимости от того, для чего они предназначались. Они служили для прикрепления юрт к земле во время сильных ветров с тем, чтобы предотвратить их падение. Из них делали воротца, куда привязывали телят, изготовляли конские путы для волов, ошейники для телят и т. д. Самыми прочными считались веревки, свитые из конского волоса. Из обработанной шерсти делали небольшой толщины - тесемочки, которыми обшивали края кошомных покрытий юрт.

Археологи обнаружили находки, свидетельствовавшие о развитии овцеводства и производства шерсти, которые относятся к четвертому веку до нашей эры. Еще в древней Месопотамии и Вавилоне первобытный люд разводил овец, а римляне уже начали заниматься селекцией. Ими была выведена новая порода тонкорунных мериносовых овец.

Мериносы - это порода тонкорунных овец, родиной которых считают Переднюю Азию. Впоследствии они распространились в страны Западной Европы, Северной Америки и Австралию.

Сегодня только в Австралии около 150 миллионов мериносов, при этом одна овца в среднем дает до 15 кг шерсти в год (другие породы овец 6-7 кг). Выход чистой шерсти 35-45%.

Мериносовая шерсть дороже обычной. Цена лучших партий этой шерсти (14-16 мкм) на ежегодных аукционах достигала нескольких тысяч долларов за килограмм.

Ежегодно в мире производится около 270 тыс. т овечьей шерсти, причем около трети этого количества приходится на Австралию, а остальное – на страны СНГ, Новую Зеландию, Аргентину, Южную Африку, Уругвай, КНР, Турцию и США.

5

1.2. Строение и полезные свойства шерсти

Шерсть мериноса однородна и состоит из очень тонких (13.5-23 мкм) и мягких пуховых волокон (у грубошерстных пород 23-35 мкм). Она длинная (длина шерсти годового роста 6-8 см), белая, теплая. Шерсть обладает прекрасными термостатическим свойствами. За счет естественных завитков она отличается упругостью. Немаловажно, что она не раздражает кожу.

Рассмотрим более детально строение овечьей шерсти и в очередной раз убедимся в том, что не зря её предпочитают многие зарубежные дизайнеры при создании своих коллекций. Волокно имеет извилистую структуру и обладает хорошей «памятью»: при деформации через некоторое время оно приобретает первоначальный вид. Благодаря этому качеству изделия имеют высокую прочность и при длительной эксплуатации не теряют свой опрятный внешний вид. Между ворсинками шерсти находится свободное пространство, так называемые воздушные пузырьки, которые обеспечивают доступ кислорода к телу. Таким образом, оно может дышать и регулировать температуру, избавляя от повышенного потоотделения либо замерзания, в отличие от синтетических материалов.

Шерстяные изделия обладают практичностью и их стоимость относительно невелика. Лидерами по производству и переработке овечьей шерсти являются Аргентина, Австралия и Новая Зеландия. Не секрет, что в этих странах процент заболеваемости людей значительно ниже. Возможно, этот фактор как-то связан с большим количеством шерстяных вещей на рынке.

Для людей страдающих артериальным давлением, заболеваниями нервной системы, бессонницей и слабым иммунитетом, шерсть - непревзойденный способ борьбы со своим недугом. Говорят, что шерстяные изделия даже улучшают сопротивляемость к простудным и инфекционным болезням, обладают противовоспалительным и антиаллергическим действием.


Шерсть овец породы меринос - это самая тонкорунная шерсть, которая стрижется с холки годовалых овец, выращиваемых в Австралии. Это наиболее известный и популярный тип шерсти, который обеспечивает комфортный и здоровый сон.

Постель из шерсти мериноса обладает множеством лечебных свойств: способствует уменьшению болей, особенно при ревматизме и радикулите; обеспечивает нормальный теплообмен тела, регулирует влажность, очень износоустойчива. Мериносовая шерсть отличается удивительной эластичностью и прочностью, она очень нежная и будет заботиться о Вас долгие годы.

1.3. Виды шерсти

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья. Виды волокон шерсти:

    пух (наиболее ценное тонкое, мягкое извитое волокно),

    переходный волос, ость (более толстое, жесткое и менее извитое, чем пух, волокно)

    "мертвый волос" (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.

Мёртвая и живая шерсть.

Шерсть считается настоящим волокном животного происхождения, если настригается с живых овец.

«Мертвая» же шерсть, собираемая на скотобойнях, во всех отношениях значительно хуже «живой». Шерстяные ткани, выработанные из смеси длинных и коротких волокон, мягки (хотя и не мнутся), но не сохраняют острой складки. Камвольные шерстяные ткани, или ткани из гребенной шерсти, изготавливаются только из длинных волокон. Они гладкие, прочные, довольно долговечные, но в процессе носки приобретают лоск.

Впервые переработанная шерсть дает, как правило, более эластичный текстиль, чем другие виды шерсти. Идеально подходит для обивки мебели и штор, а также используется для покрывал.

Глава 2. Экспериментальная работа

2.1. Что делают из шерсти овцы?

Шерстяная пряжа, пожалуй, самая популярная для ручного вязания. Из всех видов шерсти, которые используют для производства пряжи, наиболее распространена овечья. Пряжу для ручного вязания часто делают также из верблюжьей, козьей, кроличьей шерсти и пуха. Шерсть - самое дорогое сырье для производства пряжи для вязания, себестоимость ее в 2 - 15 раз выше, чем себестоимость хлопка (натуральный шелк еще дороже, но он практически не используется для этой цели).

Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств.

Народы, живущие в высокогорьях северного Кавказа и Тибета, и отличающиеся отменным здоровьем и долголетием по достоинству оценили изделия из овчины и овечьей шерсти, изготавливая из нее одежду и обувь.


2.2. Стеганое шерстяное одеяло

Стеганое шерстяное одеяло - хватит человеку не только на всю жизнь, но оно послужит и следующим поколениям, надо только менять чехол и подбавлять горсть-другую шерсти. Изделие это легкое, упругое. Оно все заполнено воздухом, и потому под ним можно спать и зимой, и летом. Я укрываюсь таким одеялом и не променяю его ни на какое другое.

Как же было сделано это чудо-одеяло? Я попросила мою бабушку помочь мне сделать такое одеяло для куклы.

Сначала я наблюдала за стрижкой овец. (Приложение № 1)

Я узнала, что чем длиннее волокна, тем лучшим окажется одеяло и тем дольше оно прослужит. Немытой шерсти потребуется почти вдвое больше. (Приложение № 2)

Промывают ее тщательно в теплой слегка мыльной воде в сетках, затем равномерно складывают на какой-либо поверхности и просушивают, вороша время от времени, как сено. Чесаная шерсть для изготовления одеяла не годится. При ческе волокна шерсти ломаются, в одеяле превращаются в труху, сбиваются в комки, оно приобретает свойства ватного одеяла и быстро выходит из строя. Вот почему шерсть надо не вычесывать, а перебирать, тогда в труху уходит совсем немного волокон. (Приложение № 3)

Мытую и высушенную шерсть укладываем горкой на полотнище или полиэтиленовую пленку. За 10-15 мин до начала перебивки шерсть равномерно мы обрызгали теплой водой, чтобы волокна «раскрылись» и стали упругими. В процессе обрызгивания шерсть ворошили. Перебивали шерсть гибким прутом.

Перебитую шерсть аккуратно перенесли на другое полотнище. И вот шерсть перебита.

К этому моменту мы уже приготовили чехол. Его сшили из ситца. Одну (короткую) сторону чехла оставили не сшитой. Чехол вывернули наизнанку.

Перебитую шерсть равномерно разложили по всей поверхности чехла и завернули в рулон, выправляя бока, и он неспешно вывернули в обратном направлении. (Приложение № 4) В результате чехол выворачивается на лицевую сторону, а вся шерсть равномерным слоем оказывается внутри чехла. Поверхность чехла осторожно разгладили руками. После этого открытый конец чехла зашили, и наступил самый ответственный этап – стежка.

Одеяло простегивают катушечной, лучше хлопковой, ниткой «десяткой» (в три нитки) и толстой иглой длиной 7-8 см с широким ушком. Пройдя по периметру всего одеяла, простегивали следующие ряды, двигаясь по спирали. (Приложение № 5) Для готового одеяла сшили верхний нарядный чехол.

Вот одеяло и готово! (Приложение № 6)

В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

2.3. Вязаные изделия из шерсти.

Еще бабушка показала мне, что шерсть можно использовать в вязании. Она вяжет носки, варежки, шапки, шарфы. Моя мама вяжет кофты и сумки.

Я тоже захотела научиться вязать из шерстяной нитки. Ох, нелегкая эта работа! Вот мои первые шаги: (Приложение № 7)


Заключение

Итак, прочитав различную литературу об истории, видах и свойствах шерсти, я добилась поставленной цели и доказала гипотезу своей исследовательской работы о том, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Овечья шерсть определенно является одним из первых материалов, который человек научился применять себе на пользу.

Можно получить так называемые грубые шерстяные изделия эту в первую очередь всем известные валенки.

Особенно хороши шерстяные вязаные изделия. Они обладают не только красотой привлекательностью, но и сделанные из натуральных шерстяных ниток очень хорошо согревают в холодное время года и легко отводят влагу от тела.

Я рада, что научилась немного вязать. Сама, в домашних условиях, сделала стеганое шерстяное одеяло. В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься своим новым увлечением, и планирую научиться вязать вещи не только для кукол, но и для себя и моих близких. Возможно, сошью стеганое шерстяное одеяло для сестренки. Мне хотелось бы не только самой вязать и делать красивые и полезные вещи, но и научить этому своих подруг.



Список литературы

    Ерохин А.И. Приусадебное хозяйство. Разведение коз и овец. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.
    Журнал "Овцеводство-козоводство"
    Кулешов, «Овцеводство» (СПб., 1896);
    www.russiangoats.com

Глоссарий

Шерсть - волосяной покров кожи у млекопитающих, кроме человека

Свойство - атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты»

Юрта - (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [ tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) - переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

МЕРИНОСОВАЯ ШЕРСТЬ ( MERINOS) - это шерсть, взятая с холки овцы мериноса.

Летопись -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Валенки -- тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Чехол - покрышка или оболочка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.

Приложение №1

Стрижка овец

Приложение № 2



Отбор шерсти Мытье шерсти

Приложение №3

Сущка шерсти

Перебирание шерсти

Приложение № 4

Раскладка шерсти

Распределение шерсти по чехлу

Сворачивание рулона

Укладка рулона

Рулон получился

Выпрямление одеяла

Укладка шерсти в одеяле

Приложение № 5


Зашиваем открытый конец одеяла

Стежка одеяла

Приложение № 6

Нарядный чехол для одеяла

Последние штрихи

Одеяло готово

Приложение № 7

Я учусь вязать!

Первые шаги